Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Довольно сложно представить, что Киев в итоге заплатит»

«Довольно сложно представить, что Киев в итоге заплатит»

Константин Симонов в эфире «Ъ FM» — о долге Украины

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники. Как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь идет об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году. В 2015-м — незадолго до наступления срока погашения бумаг — Киев отказался обслуживать долг. В марте Высокий суд Лондона постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.

— Как вы считаете, зачем Россия пытается во внесудебном порядке договориться с Украиной, если есть решение суда в пользу России?

— Я думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Там могут быть задействованы апелляционные процедуры и прочее. И, кстати, я должен сказать, что сейчас еще другое дело продолжается судебное — Стокгольмский арбитраж по взаимным искам «Газпрома» и «Нафтогаза». И, судя по предварительному решению, несмотря на то, что все претензии «Газпрома» не будут удовлетворены, тем не менее, «Нафтогаз» окажется должен «Газпрому» с учетом взаимных этих исков, то есть ему тоже надо будет что-то платить «Газпрому». Как это будет выглядеть, мне, честно говоря, представить очень сложно. То же самое касается Украины как страны. Поэтому, если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь.

— Есть ли у вас предположение, что это за схемы? И, главное, что за посредники участвуют в этом?

— Очень любопытно будет посмотреть, что это за схемы, что это за посредники.

В нынешних политических условиях, несмотря на очевидный факт, что Киев эти деньги должен, есть решение международного суда, представить, что Киев взял, открыл карман и заплатил России штраф, довольно сложно.

Но еще сложнее мне представить, что действительно есть какие-то эффективные посредники, которые сумеют либо выбить эти деньги из Киева, либо купить этот долг и что-то нам заплатить с дисконтом. Но здесь гаданием очень сложно заниматься.

— Если это будет не поиск компромисса, если его не удастся найти, мы все-таки будем требовать выполнение решения суда?

— В крайнем случае, если дело зайдет слишком далеко, нам нужно будет арестовывать имущество Украины на российской территории. Это самый крайний вариант в рамках обеспечения судебного решения, мы можем на это пойти. Но вы же прекрасно понимаете, к чему это приведет? Это может быть цепочка взаимных решений, и Украина может начать арестовывать наше имущество, я ничему не удивлюсь. Вот, опять же, возвращаясь к газовой теме, в конце прошлого года вдруг Киевский арбитражный суд взял и вынес решение, что «Газпром» должен несколько миллиардов долларов. И сейчас намекает, что он может начать арест газа в трубах — что это такое? Люди занимаются беспределом. Но если они это делают, что им мешает начинать арестовывать имущество в ответ на аресты имущества в России? И вот тогда мы дойдем до такого опасного пинг-понга. Хотя очевидно, что юридически правда на нашей стороне, но в случае с современным Киевом, вы же понимаете, что это не аргумент.

— Если Россия и Украина все-таки будут искать внесудебное решение, искать компромисс с помощью загадочных посредников, какая сумма, на ваш взгляд, устроит Россию?

— Мне, конечно, за Минфин сложно отвечать, но я думаю, что даже 50-процентный дисконт нас бы устроил. 

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики