Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На ковер вышли посредники

На ковер вышли посредники

Смогут ли Россия и Украина решить долговой конфликт без суда

В споре России и Украины на $3 млрд появились посредники: как рассказал журналистам заместитель министра финансов Сергей Сторчак, с их помощью Москва пытается во внесудебном порядке уладить конфликт. Речь об украинских облигациях, которые Россия выкупила еще в 2013 году; в 2015-м, незадолго до наступления срока погашения бумаг, Киев отказался обслуживать долг.

Высокий суд Лондона еще в марте постановил вернуть деньги, однако Киев до сих пор так этого и не сделал. Сможет ли Россия добиться возвращения долга?

Россия пытается задействовать все рычаги, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Думаю, суть в том, что надо хоть какие-то деньги получить с Украины любыми способами. Поэтому обращение к внесудебному порядку — это явно не от хорошей жизни. Я думаю, что используются все возможные механизмы, чтобы заставить Киев оплатить этот долг или какую-то его часть хотя бы. Потому что, несмотря на действительно имеющееся решение суда, представить, что Киев начнет его выполнять, мне, честно говоря, сложновато. Поэтому если у Минфина есть какие-то варианты получить еще хоть что-то через другие схемы, он пытается их задействовать. Хотя, честно говоря, будет очень любопытно узнать, что это за схемы, и заплатит ли в итоге Киев, в чем я все-таки сомневаюсь».

По решению лондонского суда, Киев должен выплатить России не только долг, но и проценты по нему — $75 млн, а также примерно по $700 тыс. за каждый день просрочки; необходимо еще и компенсировать судебные издержки, а это почти $4 млн.

Украина подала апелляцию на решение суда, ее рассмотрение назначено на следующий январь: до тех пор Россия не может начать процедуру принудительного взыскания долга. Однако вернуть деньги силой вряд ли получится, считает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин:

«Украинское государство так же, как и российское, когда оно выступает в роли должника, обладает иммунитетом от принудительных действий по исполнению судебных решений. Соответственно, взыскать можно либо в том случае, если Украина выплатит эти суммы в добровольном порядке, либо выискивая имущество государства за рубежом, которое не защищено дипломатическим или иным каким-нибудь иммунитетом».

Согласно официальной позиции украинских властей, облигационный долг — это коммерческий заем, который Россия выдала администрации бывшего президента страны Виктора Януковича: якобы он и должен возвращать деньги. С другой стороны, у Киева нет средств, чтобы рассчитаться с Россией, считают украинские экономисты.

Сторонам в любом случае придется договариваться во внесудебном порядке, и речь пойдет о каком-то варианте реструктуризации, считает украинский экономист, директор Института трансформации общества Олег Соскин:

«Можно попробовать, чтобы эти облигации Россия, например, продала какому-нибудь международному инвестору, и он погасил бы эти деньги, трансформировал эти облигации непосредственно с Украиной, как это произошло с другими нашими евробондами. Но по-любому под больший процент — не меньше 7,5% будет».

Россия готова воспользоваться различными вариантами реструктуризации при условии, что долг будет возвращен Украиной в полном объеме — об этом в конце прошлой недели заявил глава Минфина Антон Силуанов.

Автор: Михаил Григорьев

Источник: Коммерсантъ FM, 30.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики