Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем экономполитика отличается от «Википедии»

Чем экономполитика отличается от «Википедии»

Бесконечное переписывание правил игры лишает политику логики

Проблема нашей экономической политики даже не в том, что страна реализует какой-то неверный курс, уводящий нас в сторону от светлой магистральной дороги. А в том, что зачастую вообще нельзя понять, в чем же состоит логика экономических решений государства: одно решение постоянно противоречит другому.

Возьмем тему налогообложения нефтяного комплекса. Проблема давно известна. Отрасль жалуется, что нынешняя налоговая система, которая берет налоги с выручки, а не с дохода, не стимулирует компании к реанимации старых месторождений, запущенных еще в советское время, а также к инвестициям в новые проекты. Минфин же говорит о том, что нефтяники получают огромное количество льгот, поэтому новую налоговую систему надо вводить только вместе с отменой этих самых льгот.

Здравый смысл вроде бы есть. По оценкам Минфина, только в 2017 г. различные льготы в нефтянке приведут к потерям бюджета примерно в 550 млрд руб.

Вроде бы направление было обозначено и Минфин туда и двигался. Был обещан эксперимент с НДД одновременно с отказом от новых льгот и борьбой со старыми. И вдруг грянула совершенная сенсация – Минфин согласился предоставить «Роснефти» льготу по НДПИ по Самотлорскому месторождению. Это полностью перечеркивало то, о чем ранее заявлял сам Минфин. Особо отмечалось, что «Роснефть» в обмен на льготу обещала нарастить добычу. Получалось, что Минфин передумал и решил стимулировать рост добычи не через новую общую систему налогообложения, а через старые добрые льготы. Ну о’кей, три нефтяные компании тут же попросили дать им аналогичные льготы на такие же обводненные месторождения, как Самотлор.

Но не тут-то было. Минфин заявил, что больше льгот не будет. Ситуация запутывалась. Стало еще интереснее, когда факт предоставления льготы стали объяснять тем, что «Роснефть» – это государственная компания. Правда, среди трех просителей есть тоже государственная «Газпром нефть». А «Роснефть» платит дивиденды на госакции не в бюджет, а «Роснефтегазу», который тратит их как-то слишком самостоятельно, и сам же Минфин на это постоянно жалуется.

Не менее важно и то, что финансово-макроэкономический блок нашего правительства вроде как говорит про чрезмерное укрепление государства в экономике и необходимость привлечения частных инвесторов, в том числе иностранных. И не так давно по этой причине даже продали 19,5% акций «Роснефти», которые по сложной схеме отошли по большей части китайским инвесторам.

Но дальше стало еще смешнее. Льготу по НДПИ запросил уж точно государственный «Газпром» – причем по проектам с иностранными инвесторами. Но и ему тоже отказали. Вроде как он обладает монополией на экспорт газа – хотя при этом он финансирует развитие единой системы газоснабжения.

В общем, увлечение цифровой экономикой сыграло с правительством жестокую шутку: экономическую политику государства стали путать с «Википедией», где можно постоянно все править и переписывать то туда, то обратно.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 31.10.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики