Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия растит себе конкурента на газовом рынке

Россия растит себе конкурента на газовом рынке

По итогам визита президента Владимира Путина в Иран был достигнут ряд договоренностей в газовой сфере. В частности, "Газпром" и Иранская национальная нефтяная компания (NIOC) приступят к подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) для проекта газопровода из Ирана в Индию через Пакистан. 

Договоренности о поставке иранского газа в Индию также были достигнуты на этой неделе. По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, "Газпром" планирует добывать газ в Иране и построить газопровод в Индию протяженностью 1,2 тысячи километров с отводом. Конкретные месторождения в Иране будут определены в рамках проработки ТЭО проекта. В июне Маркелов сообщал, что "Газпром" подписал с Ираном меморандумы о возможности участия в разработке четырех месторождений в республике — Farzad-A, Farzad-B, North Pars и Kish.

Россия давно изучает возможность поставки своего газа в Индию, которой дополнительно нужно до 25 млрд кубометров энергоносителя в год. Рассматриваются разные варианты – в частности, продление в индийском направлении газопровода "Сила Сибири".  Помимо строительства газопровода, возможны поставки газа по своповым операциям, в том числе с участием Ирана, а также в виде СПГ из портфеля "Газпрома".  

ДОРОГО И ДАЛЕКО

Опрошенные "Прайм" эксперты сомневаются в реализации подобных проектов, считая их нецелесообразными и слишком затратными. "Протяженность такого газопровода будет очень большой, и себестоимость прокачки, как следствие – очень высокой. Обсуждались разные варианты – от физической поставки российского газа через Кавказ в Иран, а оттуда в Пакистан и Индию до возможности выкупа Россией у Ирана части его газа и последующей прокачки в Индию уже как своего. Но все это пока выглядит малореальным, прежде всего, из-за расстояния", - рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

В сравнении с обсуждавшимся в свое время проектом ТАПИ (поставки газа из Туркмении через Афганистан) вопросы безопасности в пакистанском варианте проработаны лучше, признает эксперт. "Обстановка в Пакистане достаточно спокойная, и есть определенные, хотя и не 100-процентные гарантии, что газопровод не взорвут", - пояснил он. Однако расходы на столь протяженный газопровод будут велики, а перспективы реализации слишком туманны, чтобы найти подходящего инвестора. 

То же касается строительства ответвления от "Северного потока". На границе Китая и Индии местность слишком гористая, чтобы там что-либо строить. Даже провести трубу через Западный Китай на север Индии будет невыгодно – основные индийские потребители сосредоточены на юге страны. Вариант с СПГ тоже не пройдет, поскольку его придется поставлять с единственного на сегодняшний день работающего завода в Ямале через Северный морской путь через всю Азию. 

Не стоит забывать и о конкурентах в лице того же Катара, а также производителей из Африки и Австралии, готовых поставлять индийцам СПГ в больших объемах. По цене нам с ними конкурировать будет нелегко, учитывая расстояния, добавил Юшков. Поэтому имеет смысл в сотрудничестве с Индией сосредоточиться на других проектах, к примеру, атомных, полагает он.  

Конечно, спрос на газ есть и в Пакистане, и в Индии, констатирует старший аналитик "Уралсиба" по нефтегазу Алексей Кокин. Но вот реализация подобных проектов затруднительна, прежде всего, из-за гористого рельефа. "Логично, что для Ирана наиболее ближний и очевидный покупатель газа – Индия. Наверняка, проекты уже обсуждались, но до сих пор почему-то ничего не реализовано", - рассуждает он. Варианты, бесспорно, есть: уложить газопровод или хотя бы его часть по дну моря, остальное провести вдоль берега по относительно равнинной местности. Можно свести все к экспорту СПГ, к примеру, морем, но тут тоже все упирается в отсутствие у Ирана необходимых технологий. Так или иначе, все это довольно затратно.

ПОМОЩЬ КОНКУРЕНТУ?

Скептически оценивают эксперты и другую договоренность России и Ирана, касающуюся планов взаимодействия в газовой сфере. Стороны планируют разработать  единую систему добычи, транспортировки природного газа и газохимии на территории Ирана. Ранее, весной 2017 года "Газпром" и NIOC договорились о совместном изучении перспектив сотрудничества в сфере поиска, разведки и добычи углеводородов в Иране. 

По мнению Юшкова, тратить деньги и время, помогая конкуренту на газовом рынке, слишком странно. Для совместных разработок, например, в области СПГ, у Ирана и у РФ нет технической базы, позволяющей помочь друг другу. Если очистить всю эту историю от политической составляющей, экономической выгоды для РФ никакой не видно. Но и с политической точки зрения перспективы подобного сотрудничества не вполне ясны – наши отношения и так налажены, насколько это возможно, а углублять их дальше было бы сложно из-за принципиального различия позиций по тому же сирийскому вопросу. 

Прежде, чем договариваться о таких вещах, следует внимательно анализировать рынки и возможность пересечения интересов России и Ирана если не сейчас, то в будущем, уверен Кокин. Если мы в перспективе не сможем поставлять туда СПГ, имеет смысл иметь свою долю собственности в иранских газовых проектах, скажем, по принципу концессии. Тогда это будет в какой-то мере и наш газ. Сейчас в Иране открыто окно возможностей после снятия санкций, но США угрожают это пересмотреть. Поэтому сейчас можно вложиться в строительство, к примеру, собственного завода по производству СПГ.

Если же у России хотя бы в будущем есть шанс попасть на тот или иной рынок, не стоит помогать попасть туда конкуренту, добавил он. В противном случае мы можем потерять гораздо больше, нежели прибыль, которую получим сейчас по тому или иному проекту. 

Источник: ПРАЙМ, 03.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики