Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра по новым правилам: Еврокомиссия хочет лишить партнеров «Северного потока-2» интереса к проекту

Игра по новым правилам: Еврокомиссия хочет лишить партнеров «Северного потока-2» интереса к проекту

Новая инициатива Еврокомиссии по приведению газопроводов на своей территории к единым правилам продиктована желанием распространить действие Третьего энергопакета на проект «Северный поток-2», что сильно ему навредит, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Все газопроводы, входящие на территорию Евросоюза, должны соответствовать правилам ЕС, считает Еврокомиссия.
 
«Ожидается, что Еврокомиссия примет меры, по которым все газовые трубопроводы, входящие на европейский международный газовый рынок, должны будут соответствовать правилам ЕС», — заявил представитель ЕК Маргаритис Схинас.
 
Это, по мнению Схинаса, даст гарантии, что такие газопроводы будут доступны другим операторам. Подобным образом Еврокомиссия хочет распространить действие третьего энергопакета ЕС на строительство газопровода «Северный поток — 2».
 
Кроме того, ЕК запросила у стран — членов Евросоюза мандат для ведения переговоров с Россией по строительству газопровода «Северный поток — 2». Как заявил замглавы Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, планируется провести переговоры с Россией, чтобы подготовить межправительственное соглашение, гарантирующее бы соответствие этого документа «международным и европейским энергетическим нормам».

Еврокомиссия как лишний участник

Сама Еврокомиссия признала, что требовать мандат она не имеет права, говорит Игорь Юшков.
 
«Если страны-участники „Северного потока-2“ захотят общаться не сами, а через Еврокомиссию, тогда у нее такое право будет. Понятно, что если это право все-таки Еврокомиссии будет передано, проблем у „Северного потока-2“ станет больше. Думаю, ни Россия, ни Германия, два главных участника проекта, на это не пойдут — им нет резона менять формат переговоров», — сказал эксперт.

Палки в колеса

Относительно инициативы по приведению всех газопроводов к общим правилам ЕС, делается это действительно для возможности распространения норм Третьего энергопакета. Надо понимать, отмечает Юшков, что эта норма ничего строить не запрещает. Зато ее действие может спровоцировать выход участников из проекта «Северный поток-2».
 
«Если участники „Северного потока-2“ будут понимать, что распространение Третьего энергопакета позволит им загружать в первый период только половину мощности, что существенно снизит рентабельность проекта, то они могут отказаться от участия в нем. Расчет делается именно на это, все остальные доводы не соответствуют действительности, цель — ставить проекту палки в колеса», — сказал Игорь Юшков.
 
Что значит распространить законодательство Евросоюза на весь «Северный поток-2»? В Европе понимают, что никто на территории РФ, кроме «Газпрома», не имеет права по закону поставлять газ в эту трубу, а значит, половина мощности окажется пустой.
 
«Объективно никакого смысла распространять Третий энергопакет на „Северный поток-2“ нет», — заключил эксперт.
 
Автор: Игорь Скрыпач
 
Источник: Экономика сегодня, 07.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики