Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

В проекте «Северный поток-2» все козыри на стороне России

У Брюсселя нет правовых инструментов для того, чтобы остановить строительство газопровода «Северный поток-2», все козыри здесь на стороне России, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Поправки Еврокомиссии 

Еврокомиссия (ЕК) согласовала сегодня свои предложения по поправкам к Газовой директиве Евросоюза. Эти поправки могут затронуть работу морских газопроводов, но, по словам представителей ЕК, хотя поправки и коснутся всех проектов из третьих стран, они не нацелены на предотвращение строительства каких-либо новых газопроводов.
 
«Евробюрократический импульс продолжается. Конечно, у Брюсселя сохраняется желание как-то препятствовать морскому участку газопровода «Северный поток-2», поэтому в ЕК и пытаются получить мандат на ведение переговоров от всех стран ЕС. Но говорить о получении мандата логично только в том случае, если к этому будет готов «Газпром». Российская же сторона такой подход не приветствует, потому что поводов обсуждать газопровод в правовом поле на данный момент не существует.
 
Здесь стоит вспомнить и недавнее положение по закону об американских санкциях, когда Вашингтон так и не дал европейцам точных алгоритмов действий в отношении «Северного потока – 2». Теперь в Брюсселе озадачены, так как они в большей степени ориентируются именно на Вашингтон. По сути никаких ограничений по проекту озвучено не было, что наоборот должно стать стимулом для партнеров «Газпрома» смелее инвестировать в новую газопроводную систему», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
 
Как добавляет Пасечник, в случае с реализацией «Северного потока-2» немецкий прагматизм по факту противостоит неформальным тенденциям Брюсселя, направленным на сдерживание российских энергетических магистралей. Тем не менее замглавы ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович все равно надеется в ближайшее время получить мандат на ведение переговоров с Россией по строительству газопровода «Северный поток – 2».

Козыри "Газпрома"

«Шансы-то получить мандат у ЕК есть. Но даже если они и согласуют подход внутри Евросоюза, то им предстоит еще второй и гораздо более тяжелый раунд, в котором они должны вывести «Газпром» на диалог. Здесь потребуется какой-то размен, потому как сам факт переговоров подразумевают ведение их вне правового поля. Сегодня юридической основы для блокировки «Северного потока -2» просто не существует, это идет в разрез с морским правом.
 
А частные контрпродуктивные инициативы, например, той же Дании насчет ограничения использования ее территориальных вод легко обходятся. «Газпром» уже поработал альтернативный сценарий прокладки маршрута, сделав его на 200 км длиннее. Все это не сильно влияет на экономику и сроки строительства в целом. Фактически у европейцев нет никаких инструментов остановить строительство – даже в случае начала переговоров с ЕК все козыри на стороне «Газпрома», - уверен Александр Пасечник.
 
По мнению эксперта, «Северный поток -2» в конце концов будет работать по схеме «Северного потока-1», представляя собой востребованный, загруженный и коммерчески эффективный маршрут с сухопутным продолжением морского участка. Хотя в будущем сторонам все равно предстоит проделать согласовательный и совещательный путь под надзором Брюсселя, но все возможные трудности выглядят решаемыми. 
 
Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики