Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» не лишат монополии ради «Северного потока-2»

«Газпром» не лишат монополии ради «Северного потока-2»

«Газпром» не исключает разделения компании и допуска к экспорту трубопроводного газа независимых производителей. В то же время Еврокомиссия (ЕК) предлагает распространить на «Северный поток-2» действие Третьего энергопакета. По правилам ЕС., оператором газопровода должна быть независимая от поставщика компания, а доступ к нему могут иметь все поставщики. Таким образом, газовая «реформа» выглядит актуальной. Эксперты, однако, сомневаются в том, что она осуществится в ближайшее время. И требования ЕК не могут для нее веской причиной. Газовый инициативы Брюсселя, по мнению экспертов, не следствие монопольного положения «Газпрома», а повод, чтобы остановить строительство балтийского газопровода.

В проспекте к новому выпуску еврооблигаций «Газпрома» говорится, что доступ к экспорту газа трубопроводами независимых производителей и реорганизация компании возможны. «Проект Стратегии по развитию энергетики в России до 2035 г. (от 1 февраля 2017 г.) предполагает сохранение монополии на экспорт трубопроводного российского газа, но нет уверенности в том, что эксклюзивное право компании в будущем не будет отменено, либо наш бизнес или операционная деятельность не будут реорганизованы каким-либо другим образом», — говорится в проспекте, который приводят «Ведомости».

В издании уточнили, что о реорганизации в «Газпроме» говорят впервые, а вот о потере монополии на экспорт газа уже упоминали в нескольких проспектах.

«Риски, указанные в проспекте, не говорят о том, что они существуют уже сейчас», — говорит заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. По его словам, риски — очень формальная вещь, которую необходимо указывать в подобных документах. «Либерализация рынка газа для „Газпрома“ — риск? Риск. Ее обсуждают? Обсуждают. Это уже является причиной для его указания в проспекте, но она может и не быть реальным риском для компании», — эксперт считает, что в ближайшей и даже среднесрочной перспективе угрозы разделения «Газпрома» и допуска независимых производителей к экспортным газопроводам нет.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорит, что за последнее время не произошло каких-либо событий, которые говорили о возможном разделении монополии. «Дискуссии ведутся. О такой возможности говорится в проекте правительственной стратегии до 2035 года. Однако разделения может не произойти вообще».

Источник «Ведомостей» сообщил, что решения по монополии «Газпрома» на экспорт газа нет: «никаких совещаний на эту тему не проходило, поручений не давалось». В то же время с идеей разделения российского холдинга уже несколько лет выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее глава Игорь Артемьев уже несколько раз заявлял об этом. Так же доступ к экспортным газопроводам лоббируют «Роснефть» и НОВАТЭК. Пока им разрешили экспорт газа в виде СПГ. А Игорь Артемьев признал, что разделение «Газпрома» возможно только в случае прямого поручения президента России. 

Среди причин, почему «Газпром» до сих пор не разделили, уже давно называют опасность конкуренции российских производителей на рынке газа Европы, что может привести к снижению цен и уменьшению поступлений в бюджет. Василий Танурков говорит еще и о необходимости газификации страны и развитии экспортной инфраструктуры. «Это дорогие проекты, которые осуществляет за свой счет „Газпром“ и в этом заключается его социальная функция. За нее компания имеет монопольное право на экспорт газа трубопроводами. Пока необходимость развития инфраструктуры есть, разделение „Газпрома“ выглядит невероятным», — говорит замдиректора агентства АКРА.

Разделение «Газпрома» и допуск к экспортным газопроводам могли бы облегчить ситуацию вокруг строительства «Северного потока-2». EADaily писало о законодательной инициативе Еврокомиссии распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы в страны ЕС из третьих стран. «По нефти у Европы нет вопросов к России, так как ее экспортируют разные поставщики и ни у кого нет монопольного положения, — замечает эксперт. — Однако, что касается газовых поставок, то требования Еврокомиссии — не следствие монополии „Газпрома“, а повод остановить строительство газопроводов из России».

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков предполагает, что если даже Россия разделит «Газпром» и откроет доступ к экспорту трубопроводного газа независимыми производителям, Еврокомиссия найдет новые поводы, чтобы пытаться остановить проект. «Скажут, что другие поставщики также представляют Россию, поэтому доступ — фикция», — эксперт считает, что цель ЕК распространить действие Третьего энергопакета на «Северный поток-2» — попытка отпугнуть от проекта партнеров «Газпрома»: «Газопровод должен будет быть недозагружен на 50%, чтобы ими могли воспользоваться независимые операторы. Понятно, что их не будет. А использование газопровода в половину мощности резко снижает его рентабельность и делает малопривлекательным для европейских партнеров „Газпрома“, которые лоббируют проект в странах ЕС».

Источник: EADaily, 10.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики