Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

Дороже нефти: цены на бензин в России только повышаются

Топливо по стоимости обгоняет "черное золото"

Россия, которая в равной степени с Саудовской Аравией считается главной топливной державой в мире, снова не может справиться с ростом цен на моторное топливо. Удорожание и снижение цен на «черное золото» пока отражается на показателе стоимости бензина только в одном направлении — ценник на АЗС растет в обеих ситуациях. Будущий год — не исключение. По прогнозам, литр Аи-95 подорожает до 42 рублей, а топливо Аи-98 рискует дотянуть до 50 рублей.

Доехать от Москвы до Ленинграда стоило до последнего времени (по расходу бензина) примерно 2,6 тыс. рублей. Теперь стоимость трансфера между двух столиц может дойти до 2,9 тыс., а то и до 3 тыс. рублей. Удовольствие не из дешевых, тем не менее более 10 млн россиян ежемесячно пользуются такой услугой.

В принципе, недорого. Билет на авиаперелет между Питером и Москвой в престижном классе стоит менее 5 тыс. рублей. Рейс «Сапсана» в оба конца в два-три раза дешевле — то есть стоит примерно столько же, сколько заплатить за бензин. Однако «железный конь» уже не является излюбленным транспортным средством отечественных путешественников. Топливо дорожает, поэтому количество междугородных пассажироперевозок падает. За последний год их число сократилось примерно на 10%, и эта тенденция увеличивается:

Уверенности не прибавляет и ОПЕК, которая в своем отчете за ноябрь улучшила прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году — почти до 100 млн баррелей. Как отмечают эксперты, это было сделано, чтобы отразить результаты из Китая в III квартале, которые превысили ожидаемые значения. Это связано с возросшими ожиданиями от стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также от КНР, Индии и других государств.

Кроме того, как отмечается в годовом отчете Международного энергетического агентства (МЭА — международная организация, отвечающая преимущественно на энергетическую политику США), всего мировая добыча «голубого топлива» к 2025 году должна превысить 4 трлн кубических метров, к 2040 году — 5,3 трлн.

«Как ожидается, американцы будут добывать к 2025 году 971 млрд кубометров, а к 2040 году — чуть более триллиона. Третьим производителем станет Иран с показателями 243 млрд кубометров (к 2025 году) и 338 млрд (к 2040 году) кубических метров соответственно. Доля российского газа в мировой торговле увеличится до 37% к 2025 году и 40% к 2040 году.

Цены на бензин в России на первый взгляд не привязаны к таким макроэкономическим показателям, как цены на нефть и газ. Однако такая зависимость прослеживается. Скачки стоимости «черного золота» отражаются на ценниках на АЗС — в России зафиксирован рекордный рост оптовых цен на моторное топливо. С начала ноября стоимость бензина Аи-92 выросла на 3%, до 43,2 тыс. рублей за тонну, а за тонну Аи-95 теперь требуют почти 45,7 тыс. рублей.

Чиновники уверены, что не следует впадать в панику. «Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенным образом. Пошлина (на производство углеводородов. — «МК») меняется примерно с месячной задержкой. Это означает, что предел роста цен на бензин и стимул для снижения появятся в ближайшее время», — отмечает замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

По словам специалиста Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, цены на бензин повышаются вне зависимости от нефтяного фактора. Это связано с налоговой системой, которая составляет до 80% стоимости бензина, с различными сборами, пошлинами и акцизами, идущими в бюджеты различных уровней вне зависимости от цен на сырье. Как отмечает эксперт, несмотря на то что нам рапортуют, будто инфляция чуть ли не нулевая, если взять потребительский сектор, то там инфляция в два-три раза обгоняет официальную. Поэтому уверенность в долгосрочной перспективе повышения цен, отвлеченно от мирового рынка энергоресурсов, будет однозначная. Литр Аи-95 вырастет в цене до 42 рублей, а Аи-98 дотянет до 50 рублей.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 14.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики