Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба и немного нервно

Труба и немного нервно

Поправки в третий энергопакет повышают риски «Северного потока - 2»

Попытки еврочиновников повлиять на возможность прокладки в Европу трубопровода «Северный поток – 2» становятся все чувствительнее для «Газпрома» по мере приближения 1 января 2020 г. – дня, когда истечет срок действия соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину. На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) заявила о завершении работы над анонсированными поправками в энергетическое законодательство Евросоюза (ЕС), которые ставят под удар планы «Газпрома» к 2020 г. завершить прокладку альтернативы украинской трубе, которую составляют первая, уже действующая, и вторая, еще не проложенная, очереди «Северного потока».

Вероятность того, что поправки утвердят, невелика, но все-таки есть: это должно повысить риски удорожания и затягивания ввода «Северного потока – 2» и усилить давление на Россию, которую Европа хочет вернуть к диалогу с Украиной не только по транзиту газа, приносящему Украине $2 млрд доходов, но и по политическим вопросам. Продолжение транзита газа через Украину после 2020 г. – это приоритет для ЕС, заявил в сентябре вице-президент ЕК по вопросам энергосоюза Марош Шефчович.

Цель ЕК – принять поправки до конца 2018 г., говорил в сентябре 2017 г. председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. В этом случае на «Северный поток – 2» распространятся правила так называемого Третьего энергопакета, согласно которому функции поставщика газа и оператора трубы – транзитера – разделяются, а к трубопроводу открывается доступ сторонних поставщиков. «Северный поток – 2» под действие энергопакета, принятого еще в 2009 г., не подпадал, поэтому ЕК решила изменить законодательство, чтобы распространить правила и на новый проект «Газпрома».

Поправки ЕК должны рассмотреть Европарламент, потом Совет ЕС, и если в Европарламенте они теоретически могут быть одобрены, то в Совете Европы у них есть значимые оппоненты, в первую очередь Германия, по территории которой предполагается проложить наземную часть трубопровода. В поправках много спорных юридических моментов, отмечает Константин Симонов из Фонда национальной энергобезопасности: фактически ЕС претендует на то, чтобы регулировать строительство газопровода в свободной экономической зоне на Балтике, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Тем не менее исключить, что поправки будут полностью одобрены, нельзя: у них есть политическая подоплека, а это значит, что сопротивление ЕС продолжится, полагает Симонов. Для «Газпрома» и его партнеров это повышает риски работы над проектом, и без того возросшие после принятия США нового пакета санкций против России, в котором предусмотрена возможность их распространения и на европейские компании, участвующие в прокладке и обслуживании газовых трубопроводов. Европейцы пока выходить из проекта не планируют, «Газпром» новости не комментировал. Но ждать, пока шум уляжется, нельзя, иначе к 2020 г. завершить строительство не получится: принуждение к диалогу ускоряется. 

Автор: Владимир Рувинский

Источник: Ведомости, 10.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики