Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Уступки ради развития: правительство согласует с нефтяниками новую налоговую ставку

Слова председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что нам необходимо соблюсти баланс между интересами нефтяных компаний и бюджетными задачами при принятии налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, свидетельствует об очень сложной ситуации, которая сегодня сложилась в этом вопросе – считает эксперт в области энергетики Игорь Юшков.

Налогооблажение нефтегазового сектора является для России сложнейшим вопросом

Напомним, что нефтегазовые доходы продолжают являться не только главным источником пополнения расходной части федерального бюджета, но и способом решения сиюминутных проблем нашей страны.
 
При этом, нефтегазовой отрасли необходимо развиваться, вследствие чего, российским компаниям нужно вкладывать серьезные средства в новые проекты, поэтому увеличение налоговой нагрузки может привести к весьма негативным последствиям для всего этого сектора отечественной экономики. Это особенно важно в период, когда Россия оказалась лишена возможности занимать средства и искать инвестиции на западном финансовом рынке.
 
В этом контексте значение тех средств, которые остаются в распоряжении российских компаний, очень сильно возросло, и именно этим обстоятельством и вызвано данное заявление нашего премьер-министра.
 
Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что все это связано с тем, что в России все понимают, что в энергетическом секторе необходимо менять налоговую систему.

России нужно искать пути для налоговой стимуляции нефтегазового сектора

Отметим, что российский бюджет получает львиную часть доходов с экспорта нефтегазовых ресурсов за рубеж через налог на добычу полезных ископаемых, который в последние годы был существенно увеличен через так называемый налоговый маневр и целый ряд не самых хитрых аналогичных инстиутов.
 
Это было сделано из-за того, что резкое падение цен на нефть на мировом рынке стало серьезным шоком для отечественного федерального бюджета, который был рассчитан по совершенно другим исходным данным . Поэтому для того, чтобы обеспечить социальные обязательства правительства и наполнить расходные статьи федерального бюджета необходимыми средствами, и были приняты эти фискальные меры.
 
На сегодня «дно» кризиса, в целом, оказалось преодолено, поэтому неудивительно, что в правительстве был поставлен вопрос о том, чтобы упорядочить нашу налоговую базу с интересами нефтегазовых компаний.
 
«Старые месторождения нефти в России постепенно истощаются и нужно вводить новые, а стимулов для этого у нефтяников просто нет. Из-за этого и возникла эта серьезная проблема, которая была озвучена непосредственно главой российского правительства», - констатирует Юшков.

Российской экономике необходимы новые нефтегазовые проекты

По словам Игоря Валерьевича, если сейчас в нефтегазовой отрасли России запускать новые проекты, то это сразу принесет с собой огромное количество рисков, и это напрямую влияет на перспективы развития не только отдельных российских компаний, но и всей отечественной нефтегазовой отрасли.
 
«В контексте современных цен на нефть и российской специфики, многие проекты в России оказываются нерентабельными, и по этой причине у нас никто не начинает работу в рамках новых месторождений, не говоря уже о полноценных нефтегазовых провинциях вроде Ванкорской», - заключает Юшков.
 
Все это, естественно, вызывает серьезные опасения, поскольку от сохранения темпов добычи нефти зависит экономическое развитие России и будущее наполнение российского федерального бюджета.
 
«Сейчас в российском нефтегазовом секторе не появляется новых крупных проектов по той причине, что как только какая-либо из наших кампаний начинает обдумывать такую работу, то сразу возникает большое количество рисков. Сюда же в проектные расходы необходимо закладывать огромный объем средств – бурить скважины, строить инфраструктуру и совершать прочие сверхзатратные действия», - резюмирует Юшков.
 
Дело в том, что такая деятельность сопряжена со значительным числом налогов и сборов – НДПИ, экспортной пошлиной, которые стоят огромного количества средств и ставят крест на реализации любых новых месторождений. Это просто невыгодно сегодня, и компании саботируют любые такие проекты.

Нефтяники выступают за диверсификацию налоговой ставки за добытую нефть

«Ввиду этого и появляются такие инициативы правительства, направленные на то, чтобы нефтяники не бросали старые проекты, которые уже истощены, и начинали новые», - констатирует Юшков.
 
Особенно это важно в контексте старых нефтяных месторождений, которые не всегда удовлетворяют амбиции своих разработчиков по себестоимости своей конечной продукции, но, в то же время, являются источником очень больших налоговых поступлений для федерального бюджета.
 
«По этой причине в России сегодня активно пытаются выстроить более гибкую налоговую систему, о чем и сказал в этом своем заявлении Медведев», - заключает Юшков.
 
При этом, здесь существует противоречие – государство, как замечает эксперт, боится идти на предложения, которые были высказаны нефтяниками.
 
Просто вся проблема здесь заключается в том, что в начале и в конце разработки нефтегазового месторождения с него получается мало прибыли из-за большого объема инвестиций и, соответственно, более дорогой себестоимости добытой нефти. И здесь чрезвычайно важно, что в начале, в середине и в конце разработки в отношении любых российских месторождений действует одна налоговая шкала, когда с любого барреля собирается одна и та же плата.
 
«Позиция нефтяников понятна – раз они получают мало прибыли с какого-либо из проектов, то и должны платить по нему меньше налогов. Ведь в противном случае, это может привести к закрытию или, более того, к не открытию таких проектов, что будет невыгодно абсолютно всем», - резюмирует Юшков.
 
Государство же боится, что такая налоговая практика сразу вызовет мухлёж со стороны российских компаний и приведет к большим потерям для федерального бюджета,  и именно об этом правительство и будет говорить с нефтяниками.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики