Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Запасной маршрут: «Северный поток-2» уйдет из-за Дании «в дугу»

Принятие Данией закона, который позволит ей запретить строительство газопровода Nord Stream 2 в ее территориальных водах, предусматривалось российской стороной заранее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Дания новым законом дала старт двухходовке, к которой российская сторона давно готова. Сейчас Копенгаген устами МИДа откажет "Газпрому" в строительстве "Северного потока-2", после чего операторы проекта трубопровода немного изменят его маршрут, чтобы обойти территориальные воды Дании. Руководители Nord Stream 2 заранее заявляли, что отрицательное решение Копенгагена проект не заблокирует.
 
Мотивы датских властей вполне понятны – на них давит Брюссель в лице Еврокомиссии, которая в свою очередь выполняет распоряжение США препятствовать строительству российских газопроводов в Европе. Копенгаген, официально отказав в прокладке "трубы", сможет спокойно отчитаться: сделали все, чтобы помешать Москве. На этом роль Дании во всей этой истории закончится. Правда, велика вероятность, что Копенгаген может дорого заплатить за такой демарш", - отмечает специалист.
 
Парламент Дании единогласно принял закон, согласно которому целесообразность строительства газопроводов будет рассматривать не только энергетическое агентство, но и МИД. Документ принимался специально для "Северного потока-2", который РФ намерена проложить в датских территориальных водах у острова Борнхольм. Теперь МИД может объявить, что трубопровод не соответствует внешнеполитическим интересам страны, и отказать в строительстве.
 
"Россия подавала заявку на согласование маршрута газопровода еще весной, то есть Дания применяет новые правила игры к старому запросу. Понятно, что закон в Копенгагене принимался специально для противодействия российскому проекту, но такое поведение незаконно. И действия датской стороны "Газпром" вполне может обжаловать в европейском суде, потребовав компенсации стоимости разработки нового маршрута и разницы в стоимости прокладки "трубы" в обход Дании с первоначальным проектом.
 
Не факт, что российское руководство примет такое решение до 2019 года, когда "Северный поток-2" должен заработать. Пока Москва предпочитает не ссориться с европейскими государствами и проложить трубопровод. Но в перспективе такое судебное разбирательство перекликается с заявлениями главы МИД РФ Сергея Лаврова – платить за противодействие России придется исполнителям, а не заказчикам антироссийских инициатив – США и Брюсселю. Москва же покажет: решение ставить палки в колеса может выйти боком", - подчеркивает эксперт.

Энергобезопасность как предлог

До принятия нового закона Дания имела право отклонить заявку РФ на газопровод исключительно по экологическим соображениям. Аргументов в этом плане не было – вторая нитка трубопровода должна лечь параллельно первой на дне Балтийского моря, а аварии газопроводов ущерба экологии не наносят. Теперь правительство Дании получило официальные полномочия объявить "Северный поток-2" политическим проектом, влияющим на энергобезопасность ЕС и выдать отказ на строительство в территориальных водах страны.
 
"Северный поток-2" должен пересечь территориальные воды и исключительную экономическую зону Дании на участке протяженностью 139 км. Разрешения на строительство должны дать также власти Германии, России, Финляндии и Швеции, через чьи воды также пройдет новый трубопровод. Международные консультации необходимо будет провести с Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией. Хельсинки заявили, что причин для отказа не видят, Москва и Берлин выступают за проект.
 
"Строящиеся Россией "Северный поток-2" и "Турецкий поток" заявлены как обходные газопроводы, которые заменят действующий маршрут через Украину.  Причем противодействие "Северному потоку-2" со стороны Брюсселя и подконтрольных ему государств идет беспрецедентное – правило Третьего энергопакета расширяют на морские газопроводы, появляется закон Дании. Однако Nord Stream 2, скорее всего, все же будет построен.
 
Другое дело, что уже начались разговоры о необходимости прокладки "Северного потока-3", так как спрос на российский газ в Европе растет. Такой проект даст повод Брюсселю заявить об угрозе российского газа энергонезависимости ЕС, и подключить весь спектр инструментов противодействия. То есть дальше развивать сотрудничество с Европой "Газпрому" без явной политической воли Брюсселя будет сложно.
 
Проблем энергобезопасности ЕС российские трубопроводы не создают – имеющиеся на территории Евросоюза мощности терминалов хранения сжиженного природного газа (СПГ) вполне позволяют отказаться от российского топлива. Но российское сырье существенно выгоднее поставляемого морем СПГ, потому вся история противодействия российским проектам имеет чисто экономическую подоплеку – не позволить Москве нарастить присутствие на европейском рынке, вынудив часть стран покупать более дорогое американское топливо", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 30.11.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики