Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

«Северный поток-2» уперся в Данию: королевство испугалось за национальную безопасность

У российского газового маршрута появился новый оппонент

Над проектом нового российского газового маршрута «Северный поток - 2» продолжают сгущаться тучи. В роли его нового оппонента выступила Дания, парламент которой издал закон, согласно которому королевство в праве запретить строительство трубопровода в своих территориальных водах. Впрочем, вполне вероятно, что такое решение имеет характер внешнеполитического сигнала и не станет реальным препятствием для реализации проекта. Позиция Копенгагена выходит за рамки Конвенции ООН по морскому праву. Кроме того, «Газпром» способен изменить маршрут газопровода, чтобы обойти датскую территорию.

Изданный парламентом Дании закон позволяет внешнеполитическому ведомству ставить под вопрос целесообразность прокладки «Северного потока — 2», равно как и других трубопроводов через свои территориальные воды. До последнего момента эта тема находилась в компетенции Датского энергетического агентства, права которого довольно ограничены. Это ведомство может отклонить проект только по экологическим причинам. МИД Дании вправе запретить строительство газопровода, объяснив это своими внешнеполитическими интересами и соображениями безопасности. 

Ранее аналогичные законодательные инициативы уже были проведены в Швеции, территориальные воды которой также затрагивает маршрут «Северного потока - 2». Впрочем, шведские дипломаты наткнулись на сопротивление со стороны международного законодательства. Дело в том, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву, ограничение на прокладку трубопроводов равнозначно запрету на свободу мореплавания.

Блокировать реализацию таких проектов национальное правительство любой страны может только исходя из экологического аспекта. В связи с тем, что маршрут «Северного потока - 2» в большей степени повторяет согласованный маршрут уже построенного «Северного потока» и при его строительстве соблюдаются те же самые экологические условия, глава МИД Швеции Маргот Валльстрем осенью 2016 года заявила, что у ее государства «нет юридических оснований, чтобы остановить проект».

Скорее всего, Дании также придется смириться с морской конвенцией ООН. Косвенно это подтверждает датское издание Berlingske Tidende, которое называет новый закон всего лишь «внешнеполитическим сигналом, нежели реальной преградой для строительства российского газопровода». Кроме того, в сентябре этого года глава датского МИД Андерс Самуэльсен говорил, что «Дания слишком маленькая страна, чтобы пытаться препятствовать такому проекту и бросать вызов остальным членам ЕС».

В России пока не считают решение датского парламента серьезной угрозой для реализации «Северного потока - 2». По словам первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских, в подобных вопросах «внешними факторами занимается правительство Евросоюза, которое уже одобрило сделку по «Северному потоку». Решение датского правительства — это попытка показать свою значимость в общеевропейском деле».

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Дания действительно будет настаивать на применении своего нового закона, чтобы воспрепятствовать строительству «Северного потока - 2», то «Газпром» может найти альтернативный маршрут для укладки трубопровода. «Хотя поиск нового варианта может занять несколько месяцев, критически это не повлияет на сроки реализации проекта. Впрочем, у датчан, как и у других оппонентов «Северного потока - 2», главной задачей является не намерение помешать созданию нового российского экспортного газопровода, а попытка задержать его ввод в эксплуатацию», — отмечает эксперт.

Автор: Николай Макеев  

Источник: Московский комсомолец, 30.11.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики