Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов: Эксперимент с НДД приведет к старой системе индивидуальных льгот для нефтяных компаний

К. Симонов: Эксперимент с НДД приведет к старой системе индивидуальных льгот для нефтяных компаний

Обсуждение темы налога на добавленный доход (НДД) в нефтедобывающей отрасли продолжается. Новый шаг на пути к принятию закона об НДД сделал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он поручил Минфину, Минэнерго, ФАС и ФНС в первом квартале 2018 года разработать проекты нормативных правовых актов по введению НДД от добычи углеводородов. Нефтяные компании ждали запуска пилотного проекта в 2018 году, был определен список месторождений, на которых предполагалось опробовать новую систему, однако законопроект остался в ожидании решения правительства до следующего года. Первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер подтвердил, что пилотный проект по переходу нефтяных месторождений на НДД будет запущен не раньше 2019 года. Ситуацию с принятием закона Агентству нефтегазовой информации прокомментировал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

- Весь год мы следим за историей о налоге, о нем постоянно идет речь, буквально на днях слушал Антона Силуанова [министр финансов РФ. – Прим. ред.], в своем выступлении на форуме в Финансовом университете он говорил про НДД, как позитивна будет его роль. Тем не менее, при том, что закон был согласован и должен был принят в 2017 году (об этом говорили Антон Силуанов, Александр Новак и Алексей Текслер), закон в думу не был внесен и уже в эту сессию внесен не будет, это означает, что никакого НДД в следующем году не будет. Эксперимент в лучшем случае начнется в 2019 году. Получается, мы просто потеряли 2018 год, причем потеряли на ровном месте, когда Минфин и Минэнерго вроде как сошлись и согласовали все условия. А ведь речь идет не о полном введении НДД, а всего лишь об эксперименте.

- А необходимо ли менять существующий налог на добычу полезных ископаемых на такой неоднозначный экспериментальный налог на добавленный доход?

- Нефтяная отрасль давно предлагала перейти на налогообложение прибыли, отказавшись от налогообложения выручки. В свое время просто предложили налоговый маневр, который является по большому счету вовсе не переходом к новой философии налогообложения, а уменьшением взимания одних налогов в пользу других. При этом все они являются налогами с выручки, я имею в виду замену экспортной пошлины на рост НДПИ. Когда все же убедились, что надо менять эту философию, решили начать с эксперимента, Минфин начал считать выпадающие доходы. И фактически ровно год ведется обсуждение. Причем попали под НДД только гринфилды [новые месторождения. – Прим. ред.]. И не в рамках каких-то локальных решений, а в рамках именно новой философии налогообложения.

- Минфин же выступал против пилотного проекта…

- Все аргументы, которые были против НДД, они в реальности очень архаичны. Один из аргументов - о том, что невозможно дать оценку добычи на каждой скважине, подсчитать рентабельность, прибыльность. Но при этом постоянно идет речь о цифровой экономике. Александр Новак рассказывает Владимиру Путину, что нефтяные скважины будут подключены к Интернету. Какая проблема цифровизировать нефтяную промышленность и создать электронную схему, тем более что Минэнерго сколько лет обещает нам систему ГИС ТЭК, которая должна все учитывать. Так вот обеспечьте тогда подключение скважин к Интернету и создайте единую информационную систему. Налоговая служба смогла же подключить все кассовые аппараты к Сети и брать с них информацию онлайн, а их гораздо больше, чем нефтяных скважин.  Вот вам и задача цифровизации. Ничего не сделано. Поэтому я очень пессимистично оцениваю итоги налогового маневра.

- А как вы оцениваете индивидуальные налоговые льготы для конкретных месторождений?

- У меня возникает ощущение, что нефтяные компании махнули на НДД  рукой. Если раньше они боролись за новый налоговый режим, доказывали и говорили, что нужно облагать налогом прибыль, нужно отказаться от взимания налога с выручки, то теперь, посмотрев, что им предлагают эксперимент, на это плюнули. Нефтяные компании стали лоббировать частную льготу, и у некоторых это получилось. Другие компании тоже осознали: зачем бороться за НДД, если надо бороться за себя и за льготы. Хотя Минфин всегда утверждал, что надо ликвидировать налоговые льготы, это неправильный принцип налогообложения. После этого несколько компаний написали письмо, что у них такие же месторождения, но им отказали под довольно странным, на мой взгляд, предлогом. Аргументация менялась и становилась все смешнее. Все приведенные аргументы у нефтяных компаний вызвали предположение, что бессмысленно бороться за налоговую реформу. Они потеряли интерес к борьбе за НДД, вернулись к системе старых добрых льгот, которые выбиваются в индивидуальном порядке.

- Если пилотный проект все же будет принят, как в целом на нефтяной отрасли отразятся новые налоги?

- Не стоит забывать обстоятельство, что весной 2018 года у нас будет новое правительство. Когда нынешние министры говорят, что скоро будет НДД, но в то же время его не успели внести в нынешнем составе, – это тоже надо иметь в виду. Дальше вопросом НДД займется малый кабинет, я бы еще хотел посмотреть фамилии его членов, чтобы делать какие-то выводы.

Хотя идея-то была простая - налоговый режим должен дать возможность инвестировать в те проекты, которые при существующем налоговом режиме просто нерентабельны. НДД как пилотный проект вполне сможет доказать, что он разумен и жизнеспособен. И все равно необходимо думать, как увеличить добычу и не допустить обвала. Другое дело, если  мы говорим про НДД в том варианте, в котором он был почти согласован и должен был принят. Речь об эксперименте, результаты которого еще нужно будет трактовать и анализировать. Быстрого эффекта он, естественно, не даст.

- По словам Дмитрия Медведева, при принятии НДД необходимо соблюсти баланс между интересами нефтяных компаний и бюджетными задачами. Возможно ли это?

- Тут все упирается в то, что есть правда отрасли и есть правда Минфина. Минфин считает, что отрасль подтасовывает цифры, живется ей не так и плохо и она сгущает краски, никакое падение добычи ей не грозит, и она сознательно ситуацию демонизирует, чтобы прикидываться несчастной. А есть мнение отрасли, которая говорит, что не бывает чудес, нельзя эту корову доить 150 раз, дайте возможность увеличить инвестиции. В итоге налоговый маневр в реальности привел к чудовищному последствию. Постоянно придумывают все новые поборы с отрасли. Сейчас с геологией придумка Сергея Донского [Минприроды направило в правительство законопроект о повышении в 100 раз ставки регулярных платежей за пользование недрами за трехлетний срыв сроков геологоразведочных работ. – Прим. ред.]. Надо понимать, что нельзя лишить отрасль возможности инвестирования. А как это сделать? Очень просто: дайте возможность увеличить добычу, и бюджет получит выгоду. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 04.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики