Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

В пятницу запланирована первая погрузка сжиженного газа с «Ямал СПГ» на танкер. Однако в «Газпроме» уже заявили, что его поставки в Европу невыгодны для федерального бюджета из-за налоговых льгот для проекта и ударят по поставкам трубопроводного газа. Заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко заявил на форуме «Газ России», что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ — это минус один кубометр российского трубопроводного газа, так как на европейском рынке тот имеет замыкающую функцию.

«Если мы говорим про наш, российский СПГ, то мы должны понимать, что тот же „Ямал СПГ“ — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых — прим. ред.). А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который „Газпром“ передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», — Николай Кисленко сообщил, что поступления в госбюджет от экспортной пошлины и НДПИ с экспортных потоков «Газпрома» превысят 4,1 тысячи рублей за каждую тысячу кубометров.

Действительно проект «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ, налога на имущество, а налог на прибыль снижен до 13,5%. Кроме того, государство финансирует строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта и ледокольного и транспортного флота.

«От „Ямал СПГ“ бюджет не получит практически ничего и так будет 12 лет от начала добычи», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. В то же время, по словам эксперта, с каждой тысячи кубометров трубопроводного газа государство напрямую имеет около 900 рублей НДПИ и экспортную пошлину в 30%. «Сейчас это около 3500 рублей. Даже 1 млрд кубометров сразу лишит бюджет 45 млрд рублей. Почти столько же Минфин хочет дополнительно получить в 2018 году с „Газпрома“ за счет увеличения дивидендных выплат. А выпавшего экспорта в зависимости от конъюнктуры на рынках Азии и Европы может быть и 3, и 5, даже 10 млрд кубометров после выхода „Ямал СПГ“ на проектную мощность (16,5 млн тонн СПГ или около 23 млрд кубометров газа)», — считает эксперт.

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов говорит, что сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет поставляться и в Европу, так как одним из участников проекта является французская Total. Эта компания владеет 20%-долей в «Ямал СПГ» и заключила контракт на поставку 4 млн тонн сжиженного газа в год (5,5 млрд кубометров газа). Кроме того, еще 2,5 млн тонн (около 3,5 млрд кубометров) будут ежегодно поставляться по контракту испанской Gas Natural Fenosa.

«Даже для рынков, куда наш трубопроводный газ физически не поставляется, таких как Испании, Португалии или юг Франции, увеличение поставок СПГ при неизменном спросе, будет приводить к изменению потоков внутри Европы и снижать отборы из нашей трубы, — считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. — Не случайно же, когда обсуждалась либерализация экспорта СПГ в 2012 году, „Новатэк“ убеждал всех и обещал властям, что весь газ с проекта пойдет в Азию и не будет конкурировать с российским трубопроводным экспортом». Единственная возможность, что СПГ не будет вступать в конкуренцию с трубопроводным газом в странах ЕС, считает эксперт, это если спрос Европы на российский газ будет на максимуме контрактных и физических возможностей, но не сможет при этом удовлетворять европейские потребности.

Сейчас, правда, сжиженному газу с «Ямал СПГ» сложно конкурировать с трубопроводным российским «голубым топливом» из-за цены. По данным Index Mundi, средняя стоимость российского газа на точках сдачи в Европе в октябре составляла $ 215. В то же время «Газпром» заключил контракт на поставку 2,5 млн тонн сжиженного газа с «Ямал СПГ» со сдачей в бельгийском Зебрюгге и, по подсчетам «Коммерсанта», будет покупать его сейчас для перепродажи в Индию по $ 280. 

Так как самый выгодный и быстрорастущий рынок сегодня находится в Азии, то, как предполагают эксперты, туда и будет направляться львиная доля сжиженного газа с «Ямал СПГ», в том числе через европейских трейдеров, какими еще и являются французская Total и испанская Gas Natural Fenosa.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что мнение представителя «Газпрома» могло быть высказано и в связи с планами по строительству «Балтийского СПГ». «Этот проект не получил таких льгот как „Ямал СПГ“, так как газ будет браться из уже действующих месторождений и газопровода, завод будет располагаться в более благоприятных климатических условиях. Однако любая компания хочет их получить и Shell, которая является партнером „Газпрома“ по „Балтийскому СПГ“, может давить на „Газпром“, чтобы тот уговорил российское руководство», — считает эксперт.

Что касается поддержки государством проекта «Ямал СПГ», то сами власти, отмечает Игорь Юшков, не раз заявляли, что за ним должны последовать и другие проекты по освоению Арктики, которые будут использовать уже существующую инфраструктуру.

«Ямал СПГ» — ключевой компонент Северного морского пути России и арктической стратегии, так как он экономически оправдывает развитие новой инфраструктуры", — сказал изданию Arcticnow директор программ по природному газу Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. Он считает, что поддержка правительства демонстрирует ключевую роль проекта.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

«Газпром» тоже много говорил о проектах СПГ, например, третьей очереди «Сахалин-2″. Однако ничего так и не было сделано», — считает глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. По его словам, «Ямал СПГ» имеет налоговые льготы, однако будут они и у «Газпрома» по поставкам газа по «Силе Сибири». «Газ в Китай также будет приносить в бюджет меньше средств, чем экспорт в Европу. Без ямальского проекта Россия не может увеличивать поставки газа на мировой рынок и льготы даны проекту все-таки на определенный срок, после которого начнутся налоговые платежи. Замечу, что много говорилось о повороте на Восток и привлечении китайских инвесторов в Россию. „Ямал СПГ“ — один из немногих проектов, в который действительно зашли и инвестировали китайские компании», — говорит Марсель Салихов. Госкомпания CNPC приобрела 20% проекта, а фонд «Шелковый путь» — 9,9%.

В проект «Ямал СПГ» вложили $ 27 млрд и инвестиции позитивно повлияют на ВВП, считает заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. Среди плюсов он называет также создание новых рабочих мест и то, что не все, но налоги будут платиться. Как заявлял глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, за три года строительства создали 22 тысячи новых рабочих мест.

На Ямале практически не использовали российское оборудование, замечает при этом Игорь Юшков. «Многое закупили, например, в Китае. Однако в следующем проекте, „Арктик СПГ-2“, НОВАТЭК обещает использовать российское оборудование и технологии. Например, в Мурманской области планируют строить гравитационные платформы, на которых разместят модульный завод по производству сжиженного газа», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. По его словам, «эволюция» с использованием чужих-своих технологий и оборудования, локализация производства логичны и необходимы: «По-моему, это логичная задача проекта. Мы еще посмотрим, как она будет выполняться, однако, как показала практика санкций, мы должны рассчитывать на себя и заниматься реальным импортозамещением». Обкатать российскую технологию сжижения в НОВАТЭКе пообещали, по сути, уже на «Ямал СПГ». Участники проекта рассматривают возможность строительства дополнительной четвертой очереди мощностью 1 млн тонн. Ее проектирование заказали структуре «Сибура» — НИПИГАЗ. Технологии мало- и среднетоннажного сжижения в России есть и используются, а вот крупнотоннажного пока не было.

Источник: EADaily, 06.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики