Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Попасть под сокращение: авария в Австрии напомнила об альтернативе украинскому транзиту газа

Попасть под сокращение: авария в Австрии напомнила об альтернативе украинскому транзиту газа

Сокращение объемов поставок газа через Украину, вызванное аварией в Австрии, является временным, но лишний раз заставляет задуматься о необходимости альтернативных маршрутов, подобных "Северному потоку-2". Такое мнение высказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Транзитные поставки газа через Украину сократились почти на четверть, до 23%, по причине аварии в Австрии. "Транзит газа через Украину снизился на 23%, до 200 млн куб. м в сутки", - сообщил советник главы Минэнерго Украины Максим Белявский.
 
Относительно поставок газа в страну по реверсным схемам через Венгрию, Польшу и Словакию, импорт из Европы "обеспечивается согласно плану".
 
"Украина своевременно выполняет заявки европейских стран-импортеров и готова увеличить объемы прокачки голубого топлива в Европу после поступления соответствующей заявки", — отметил также Белявский.
 
Накануне на территории газораспределительной станции компании OMV близ города Баумгартен-ан-дер-Марх в Австрии произошел взрыв. Было произведено отключение газопровода в ручном режиме. 
 
В терминал Баумгартен-ан-дер-Марх в основном приходит норвежский и российский газ, который затем отправляется в европейские страны - Германию, Италию, Францию, Словению, Хорватию и Венгрию. Треть российского экспортного газа в Европу транспортируется с помощью как раз этого терминала.

Форм-мажорная ситуация

Хаб в Баумгартен является конечной точкой газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, всей этой транспортной системы, говорит Игорь Юшков, так что сокращение поставок через Украину объяснимо.
 
"Не остановлены они полностью, так как через Украину идут небольшие газопроводы еще и в другие страны Центральной Европы, плюс есть большая ветка - поставки через Украину вдоль черноморского побережья, через Румынию, Болгарию и европейскую часть Турции. Эта ветка, которую заменит в будущем первая ветка "Турецкого потока". Что до хаба в Баумгартен, то надо понимать - 30% российских поставок газа в Европу приходит через Австрию, и когда в конечной точке происходит авария, понятно, что поставки прекращаются", - сказал эксперт.
 
Сокращение поставок произошло не по вине России, а по причине аварии, это понятно. Что не отменяет вероятности того, что непредсказуемая в своем поведении Украина вполне может предъявить претензии "Газпрому", что тот не выполняет свои условия по транзиту. Но в целом, подчеркнул Игорь Юшков, история исключительно форс-мажорная. 

Украина - безальтернативный транзитер

"В Австрии постоянно проводится модернизация оборудования, там следят за состоянием оборудования, и удивительно,что это случилось в благополучной Австрии, а не на Украине, где годами не вкладывались в модернизацию ГТС, и деньги на ремонт шли на латание дыр. В каком состоянии находится ГТС на Украине, неизвестно - туда не допускают даже аудиторов, так что основная опасность для европейских потребителей газа - это все-таки украинский сегмент", - отметил эксперт. 
 
Случившееся в Австрии может укрепить европейский бизнес в необходимости как "Северного потока-2", так и в целом в создании разветвленной сети газопроводов. "Чем больше эта сеть, тем проще выходить из ситуаций, подобных той, что произошла в Австрии. Сейчас мы не можем выбирать маршрут доставки - Украина является безальтернативным транзитером", - напомнил Игорь Юшков
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 13.12.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики