Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Парижское соглашение и национальные интересы

Парижское соглашение и национальные интересы

России необходимо пересмотреть экологическую стратегию на государственном уровне, считают эксперты.

На прошедшей на днях в Москве выставке-форуме «ЭКОТЕХ» вновь поднимались вопросы сохранения климата и сокращения выбросов парниковых газов. Однако состоявшиеся дискуссии так и не дали четкого понимания, следует ли нашей стране приступать к реализации Парижского соглашения по климату, которое требует дальнейшего снижения эмиссии СО2 в атмосферу.

На сегодняшний день Россия является одним из лидеров по «борьбе» с парниковыми газами. По данным Аналитического центра при правительстве РФ и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с 1990 по 2013 год выбросы в абсолютном выражении сократились на 43%, а в расчете на единицу ВВП — на 40%. Это, однако, не дало России ни экономических, ни политических бонусов, поскольку в значительной степени спад был обусловлен экономическим кризисом, повлекшим за собой снижение производства во всех секторах промышленности.

Тем не менее, РФ остается приверженной соглашению и продолжает добиваться снижения выброса парниковых газов. Согласно текущей оценке, к 2030 году объем выбросов сократится более чем на 30% по сравнению с уровнем 1990 года, однако добиваться этих показателей можно разными методами.

Отличие Парижского соглашения по климату 2015 года от так и не реализованного Киотского протокола 1997 года заключается в том, что оно оставляет национальным правительствам свободу в реализации мер борьбы с ростом выбросов парниковых газов. Но даже при таком подходе во многих странах сомневаются в необходимости реализации соглашения — ведь это может навредить экономическому развитию. 

Например, в случае ввода углеродного сбора на выбросы ОК «Русал», компания потеряет 21-23% выручки в год, что превышает EBITDA в 1,25 раза и приведет к остановке производства металла на всех действующих заводах группы, а также поставит под вопрос достройку новых предприятий, на которые уже были потрачены десятки миллиардов рублей. Другой пример — ОАО «РЖД», для которого рост расходов из-за углеродного сбора составит 47-52 млрд рублей. Искусственное усиление налоговой нагрузки с высокой вероятностью приведет к росту цен на электроэнергию, тепло, бензин и розничные товары.

Но это не значит, что экологические проблемы не требуют решения. Как говорил на открытии первой выставки «ЭКОТЕХ» руководитель администрации президента РФ Александр Иванов, государству необходимо создавать выгодные условия для бизнеса, которые будут стимулировать российские компании использовать «зеленые» технологии. В конечном счете задача правительства заключается в том, чтобы предприятия, честно соблюдающие экологические требования и занимающиеся вопросами обновления производства, получали реальные конкурентные преимущества. И это вполне возможно, если идти путем модернизации производственных мощностей, а также оптимизации неэффективных процессов. 

Помимо введения налогов, квот, строительства новых экологичных мощностей и других экономически неоправданных инициатив, снижения выбросов парниковых газов можно добиться за счет повышения энергоэффективности потребителей, а также обновления технологий генерации. Например, «Россети» сократили потери на 3 п. п. за период с 2002 по 2012 год, что эквивалентно снижению выбросов CO2 на 35 млн тонн при текущей топливной эффективности генерации и структуре ТЭБ электроэнергетики. Процесс модернизации сетей продолжается, и в 2013 году сокращение потерь составило 9,9%, а в 2016-м — 8,8%. Другой показательный пример — модернизация газотранспортных сетей «Газпрома». 80% выбросов парниковых газов естественной монополии приходится на транспортировку газа. За период с 2011 по 2015 год компании удалось сократить потери до 31,3 млн тонн CO2 в эквиваленте.

«Возможно, нам стоит присмотреться в первую очередь именно к такому мировому опыту. Если в США прекрасно понимают, что конкурентоспособность американской промышленности пострадает от этих слабо обоснованных экологических инициатив, то у нас еще многие подвержены иллюзиям на этот счет и даже думают, что им этот налог сможет как-то помочь. Нет сомнений, что у нас в итоге пострадают все, даже те, кто сегодня рассчитывает на получение выгод от введения такого налога», — говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев. 

Кроме этого, большие перспективы для выполнения экологических задач в России принесут программы повышения энергоэффективности крупных промышленных и генерирующих предприятий. Разработка отраслевых и корпоративных стандартов на государственном уровне также может оказать серьезную поддержку инициативам по сокращению выбросов СО2, а заключение энергосервисных контрактов в ЖКХ поможет достигнуть новых результатов в сфере повышения энергоэффективности.

В сложившейся ситуации, когда в экспертном сообществе нет единого мнения о целях и методах борьбы с парниковым эффектом и сокращением выбросов СО2 в атмосферу, потребность в дополнительном анализе и разработке стратегии становится очевидной. В настоящее время в РФ нет четкого плана выполнения Парижского соглашения с учетом национальных интересов. Необходимость переосмысления экологической стратегии на государственном уровне еще раз подтвердили дискуссии, проходившие на форуме «ЭКОТЕХ». И остается надеяться, что Парижское соглашение, намного более выгодное западным странам, не будет реализовано в России без необходимых корректировок. Тем более, что опыт Киотского протокола показал, как легко западные партнеры выходят из соглашений на любом этапе, не выполняя своих обязательств.

Автор: Андрей Михайлов 

Источник: Росбалт, 15.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики