Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ Норвегии и США через Польшу оставит власти Украины без серых схем

Газ Норвегии и США через Польшу оставит власти Украины без серых схем

Украине было бы невыгодно покупать газ у Польши через газопровод Baltic Pipe или СПГ США через порт в Свиноуйсьце. Украинские власти полностью устраивает текущая схема закупок, когда они берут российский реверсный газ у подконтрольных европейских трейдеров, а разницу в стоимости складывают себе в карман, отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Планы Польши на Baltic Pipe

Представитель польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил о желании поставлять Украине 6-8 миллиардов кубометров газа в год, в том числе по газопроводу Baltic Pipe. По его подсчетам, к 2022 году через Baltic Pipe в Польшу будет приходить около 10 млрд кубов газа, что в сочетании с расширением порта в Свиноуйсьце позволит Варшаве получаться около 16-17 млрд кубов газа в год.
 
Такого объема должно хватить для потребления не только самой Польше, но и ряду соседних стран, с которыми Польша намерена соединить Baltic Pipe газопроводами. В качестве претендентов рассматриваются Литва, Словакия, Чехия и Украина.
 
«Первый вопрос связан с тем, удастся ли построить вообще Baltic Pipe, потому что пока мы не видим никаких продвижений по этому проекту. Польша явно намерена привлечь дополнительное финансирование от других игроков, но пока никто в этой истории участвовать не хочет. У Дании в последнее время падают собственные объемы добычи, поэтому в ближайшее время она сама может стать импортером.
 
Ей важнее сосредоточиться на обеспечении себя газом, чем думать о преимуществах транзита. Единственный помимо России страной, способной поставлять по трубе газ в северо-западный регион Европы, остается Норвегия. Дании в данном случае не нужна лишняя конкуренция со стороны Польши, поэтому пока о перспективах Baltic Pipe говорить сложно», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Серая схема закупок газа

В то же время Польшу объективные причины не останавливают, и она рассчитывают в перспективе увеличить объем экспорта газа на Украину в три-четыре раза. Сегодня же польская компания PGNiG продает украинским потребителям около 2 миллиардов кубометров газа в год.
 
«На самом деле представители Польши и Украины все чаще говорят фантастические вещи. Если поляки анонсируют свои планы на Baltic Pipe и готовы наращивать объемы экспорта, то в Киеве продолжают двигаться по пути самодостаточности в обеспечении себя газом за счет наращивания внутренней добычи. Но на деле их задача максимум – сохранить текущий объем добычи, так как известные украинские месторождения практически полностью выработаны
 
Те 6-8 млрд кубов газа, о которых мечтают поляки, довольно большие объем и равны примерно всему объему импорта газа на Украину. Но даже если проект Baltic Pipe удастся реализовать, то украинцам все равно было бы невыгодно покупать газ у Польши. Украинские власти полностью устраивает текущая схема закупок, когда они берут российский реверсный газ у подконтрольных европейских трейдеров, а разницу в стоимости складывают себе в карман», - объясняет Игорь Юшков.
 
Серая схема закупок предполагает передачу государственных денег частным компаниям, которые аффилированы с украинскими чиновниками и бизнесменами. Их же полностью утраивает текущая цена и способ закупок, поэтому они не станут делиться деньгами с Польшей и Норвегией за газ из Baltic Pipe или с США за поставки СПГ через порт Свиноуйсьце. Интересы Польши также понятны. Как резюмирует наш собеседник, Варшава стремится стать страной-транзитером, и прогонять через свою территорию миллиарды кубов газа, пополняя бюджет на сотни миллионов долларов в год.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики