Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» обезвредит «газовый шантаж» Польши для России и Германии

«Северный поток-2» обезвредит «газовый шантаж» Польши для России и Германии

Заявление правительства Польши о намерениях поставить вопрос о цене транзита российского газа в Германию – попытка начать торг и шантаж. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Польский участок газопровода "Ямал-Европа" управляется польской же компанией Europol Gaz, но 48% трубопровода принадлежит российскому "Газпрому". У РФ есть заинтересованность сохранять транзит по этому участку – получается, что за прохождение газа по чужой территории "Газпром" платит сам себе. Потому этот транзит постараются сохранить на максимально уровне, даже если будут построены альтернативные газопроводы в Европу.
 
Правительство Польши пытается доказать, что предшественник Дональд Туск был неуспешным и вел неверную политику. Варшава лишь показывает, что заинтересована продолжать получать деньги за транзит и начинает торг на грани шантажа. Расчеты покажут, достаточно ли получает Польша, но она больше всех других игроков заинтересована, чтобы поставки газа в ЕС по ее территории не прекращались", - отмечает эксперт.
 
Уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Перт Наимский заявил о недовольстве правительства соглашением с "Газпромом". По его словам, правительство Дональда Туска в 2009 году при заключении контракта с "Газпромом" согласилось ограничить годовой доход Europol Gaz до 21 миллиона злотых (около 5,9 миллиона долларов) и списало долги российской компании. Наимский сделал вывод: "россияне бесплатно транспортировали" через Польшу на запад 30 миллиардов кубометров газа. "Польша не имеет от транзита российского газа никакой пользы, но нынешнее правительство "постарается по возможности" изменить это", - заявил чиновник.
 
"Не стоит забывать, что Польша получает российский газ посредством виртуального реверса из Германии. Если Варшава прекратит поставки по "Ямал-Европа", то газ придется получать по уже физическому реверсу, что дороже. Так что аргументов за сохранение транзита у Варшавы куда больше, чем за отказ от него. И даже если Польша, как планирует, вообще откажется от покупки российского газа, доходы от транзита лишними не будут.
 
Удобнее всей себя в этой истории чувствует Германия. Она получает газ с "Северного потока-1", в перспективе приплюсует поставки от "Северного потока-2". То есть становится газовым хабом и сможет продавать топливо той же Польше. Сохранится польский транзит – поставки в Германию становятся более защищенными из-за дополнительного источника. Чем больше газопроводов – тем надежнее. Прервутся поставки – Берлин вполне устроит наличие двух "Северных потоков", - подчеркивает специалист.

Кто в проигрыше

Наимский поспешил заявить: окончание в 2022 году долгосрочного контракта на поставку в Польшу российского газа не означает, что через польский участок газопровода "Ямал" перестанет поступать российский газ для потребителей Германии. "Мы только хотим, чтобы транспортировка была основана на рыночных принципах", - сказал он. И добавил, что в условия заключенного прежним правительством контракта с "Газпромом" "трудно поверить".
 
Правящая партия Польши "Право и справедливость" еще в сентябре инициировала расследование в отношении контракта 2009 года с "Газпромом" на транзит газа. Один из вопросов к подписантам - польское правительство якобы не пыталось договориться о цене на газ, зато согласилось на покупку у РФ миллиарда кубометров газа, "в котором Польша не нуждалась". Europol Gaz (СП "Газпрома" и польской государственной компании PGNiG) является владельцем и оператором польского участка газопровода "Ямал-Европа". "Газпрому" и PGNiG принадлежит по 48% акций компании, оставшиеся 4% принадлежат Gas-Trading.
 
"Если кто и теряет от затеваемой истории, то сама Польша из-за сокращения или потери транзита. Газпром будет действовать по ситуации – благо, до 2022 года еще довольно далеко. К тому времени уже должен быть запущен "Северный поток-2". Если этот газопровод все же будет запущен, Польша потеряет инструмент шантажа – все выигрышные карты окажутся у российской компании.
 
То есть при выдвижении Варшавой неприемлемых условий, "Газпром" сможет без особых проблем отказаться от польского маршрута. Если по каким-то причинам "Северный поток-2" не будет реализован, с Польшей придется договариваться, оговаривать объемы прокачиваемого газа. Скорее всего, тогда с Варшавой будут работать по "украинскому варианту" – заключать контракты на очень короткие сроки в 1-3 года, избегая долгосрочных соглашений.
 
Польша должна понимать: если она начнет выставлять несуразные и неприемлемые требования, то транзит будет сокращен или исчезнет совсем. А это отнюдь не в ее интересах", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.12.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики