Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтегазовая отрасль России в 2017 году уходила все севернее

Нефтегазовая отрасль России в 2017 году уходила все севернее

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:
 
Одним из важнейших событий этого года я бы назвал недавней запуск Ямал-СПГ. Это крупный проект, который много лет строили. Уникальный для России проект, всего лишь второй завод СПГ нашей стране. В начале его строительства мало кто верил, что он будет реализован, так как находится он в Арктике. Строить на Ямале с нуля завод по сжижению газа – это довольно смелая идея. Теперь, когда там собираются построить и второй завод, такого скептицизма как раньше уже нет. Круг инвесторов там посути уже определен. Сначала второго проекта там может даже возникнуть здоровая конкуренция. Ожидается участие Саудовской Аравии, а также Японии, китайцы и французы тоже не исключают своего участия. Это значимая веха для России. Ведь помимо трубопроводного газа мы можем теперь конкурировать и в СПГ-сегменте. На примере этого проекта мы видим, что начался переход от использования импортной техники к технике отечественного производства. На открытие первой очереди завода Ямал-СПГ и было анонсировано, что внеплановая четвёртая очередь будет изготовлена исключительно из комплектующих отечественный сборки. На втором проекте сейчас предполагается использовать и больше российского оборудования, и привлекать соответственно чаще отечественные компании.
 
Отсюда логично перейти ко второму итогу года в российской нефтегазовой промышленности. 2017 год показал, что Россия выстояла под гнётом западных санкций, приспособилась к ним и готова продолжать развитие. Если раньше Все ломали голову, как мы будем работать, то сейчас уже в значительной степени завершена кампания по импортозамещению. Создается программа по разработке собственных СПГ-технологий и технологий нефтяной промышленности, все думают, как развивать нефтесервис, те же технологии по добыче не радиационной нефти. Так что 2017 год запомнится ещё и тем, что предприняты реальные шаги по импортозамещению, мы наблюдаем независимость российской нефтегазовой промышленности от западных компаний в плане поставок оборудования.
 
К сожалению, в этом году были и негативные события для нефтегазовой отрасли. Мы опять упустили возможность перехода на новую налоговую систему, которая снова не была принято. Создается в целом довольно абсурдная ситуация. Главный вопрос в отрасли – это изменение налогового режима. При этом нам говорят, что забыли вовремя отдать документ в правительство, поэтому он не был принят. По налоговому кодексу это значит, что он не может заработать 1 января 2018 года. Меж тем об изменениях в налоговой системе нефтегазовый отрасли говорят уже на протяжении нескольких лет. Эти изменения нужны, чтобы не было спада добычи, как надо стимулировать новые месторождения, а как - проекты, которые находится в естественном истощении. В итоге в 2017 году мы этот процесс снова не запустили.
 
Проверка работоспособности соглашения ОПЕК+, принятого в 2016 году, в 2017 году прошла успешно. Сначала в это соглашение, честно говоря, никто не верил. Я тоже сомневался, что оно будет работать. Но, как показал этот год, данное соглашение работает. В итоге мировой рынок приходит приходит к ребалансировке. Под конец 2017 года мы видим, что был зафиксирован выход на баланс спроса и предложения, то есть мировое предложение сравнялось с мировым спросом. Во-первых, есть тенденция повышения спроса, которая возникла за счёт низких цен на нефть. Во-вторых, есть ограничения на добычу. За счёт этого в итоге достигается баланс, а цены держатся в районе $60 за баррель. Это ещё одна важная веха этого года. Фактически мы переходим в новое состояние. Если мы раньше только и делали, что падали в цене на нефть, то сейчас мы видим довольно существенный прогресс - цены выросли до $60 за баррель. Это несомненно событие года, которое мало кто ожидал. Многие ведь говорили, что в ближайшие 20 лет цену выше $50 мы не увидим. 
 
Ещё одним рекордом года можно называть на рекорд по поставкам российского газа. Газпромом были достигнуты рекордные объемы экспорта за весь постсоветский период. Это хорошее достижение. Ведь раньше тоже говорили, что объемы поставок российского газа в Европу никогда больше не вырастут, а будут лишь снижаться. Тем не менее два года подряд мы видим лишь рост.
 
И ещё одно важное событие года - начало прокладки подводного участка Турецкого потока. Пока по Северному потоку-2 мы таких работ не наблюдаем.
 
Пожалуй, завод по сжижению газа - это важнейшее событие года. Все-таки опыт по добыче в условиях Арктики у на Бованенковском месторождении был, а вот опыт по высокотехнологичному строительству такого завода СПГ у нас первый. Ведь и возрождение Северного морского пути во многом определено было реализацией проекта Ямал-СПГ, без которого, я уверен, ничего подобного бы не произошло. Никто не построил бы новые атомные ледоколы - появились суда нового класса, так как СПГ-танкеры специально были созданы под этот проект. Кстати, в этом же году запущен первый заполярный нефтепровод «Заполярье-Пурпе». Так что наша нефтегазовая отрасль уходит все севернее и севернее. Мы приросли Арктикой с помощью мирного атома, который идёт по сути рядом с нефтью и газом. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 22.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики