Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Литва свою позицию про БелАЭС не изменит»: на что рассчитывает Белоруссия?

«Литва свою позицию про БелАЭС не изменит»: на что рассчитывает Белоруссия?

Чем ближе к завершению строительство Белорусской АЭС, тем больше накаляется ситуация

Маловероятно, что после запуска Белорусской АЭС Литва, которая уже несколько лет активно выступает против этой станции, полностью изменит свою позицию и станет закупать электроэнергию, произведенную на этой АЭС. Об этом сегодня, 25 декабря, заявил в интервью ИА REGNUM ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«По заявлениям белорусской стороны складывается впечатление, что они считают, что Литва — это объект неких инсинуаций некой третьей стороны, что ей внушают, чтобы она работала против Белорусской АЭС, чтобы другие страны ЕС тоже отказались покупать оттуда электроэнергию. Но в реальности, мне кажется, наоборот, Литва является субъектом данного процесса, инициируют бойкот белорусской электроэнергии, говорит, что она якобы плохая, какая-то неправильная, опасная и так далее», — отмечает эксперт.

Он предположил, что, возможно, литовские политики, которые активно выступают против БелАЭС и подразумевают, что тем самым угодят третьей стороне. Однако это дело не меняет.

Эти идеи по блокировке закупке электроэнергии из Белоруссии — это инициатива самой Литвы. Аналитик объяснил, что есть разница между выступаниями Дании против «Северного потока-2» после того, как туда приезжали и американские сенаторы, и американские представители Госдепа, говорили об этом, подталкивали Данию к тому, чтобы новые законы принять, и ситуацией с Литвой, которая с самого начала сама была противником строительства АЭС. По словам Юшкова, это та самая модель, когда датчане были нейтральной стороной, на них третья сторона давит, и они предпринимают что-то против конкретного проекта. Поэтому Литва вряд ли поменяет позицию после того, как все будет построено, считает ведущий аналитик ФНЭБ

Он также предположил: «Единственный позитивный вариант в том, что после успешного завершения строительства они попробуют сделать хорошую мину при плохой игре и сказать, что раз Брюссель одобряет закупки, то и мы будем закупать, потому что мы солидарны с Брюсселем и общеевропейскими указаниями».

Что касается намерения Литвы не импортировать электроэнергию с Белорусской АЭС, то, как обратил внимание эксперт, электроэнергию невозможно пощупать. Выработанная на АЭС, ничем не отличается от выработанной на ТЭС, и поступает она вся в общую сеть.

Единственное, что, по мнению преподавателя Финансового университета при правительстве РФ, может сделать в этой ситуации Литва, это сказать, что сколько по объемам электроэнергии они закупали до введения в строй АЭС, столько и будут дальше закупать, условно считая, что она идет с тепловых электростанций.

«Здесь уже вопрос в том, примут ли вот такую детскую оговорку другие страны или нет. Или Литва вообще не должна закупать, должна прервать весь импорт электроэнергии из Белоруссии или можно, закрыв один глаз, условно сказать, что по объему будет также, как в 2016—2018. Следую такой логике, увеличивать закупки не будут, а значит, не будут спонсировать БелАЭС», - отметил Игорь Юшков.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 24 декабря белорусский министр энергетики Владимир Потупчик заявил, что после пуска БелАЭС Минск рассчитывает на то, что будет продолжать поставлять электроэнергию в Литву. Сейчас, как считает министр, политика преобладает над здравым смыслом, но с запуском АЭС соседние страны увидят, насколько экономически целесообразней закупать эту электроэнергию.

Источник: ИА REGNUM, 25.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики