Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без прав и лицензий: украинцы окончательно потеряли крымский газ

Без прав и лицензий: украинцы окончательно потеряли крымский газ

Ситуация с шельфом Крыма вряд ли сможет создать сложности для России, несмотря на спорный характер лицензий на разработку его месторождений – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство решило закрыть вопрос с бесхозными месторождениями в Крыму

Дело в том, что правительство РФ на сегодняшнем заседании рассмотрит законопроект о распределении участков недр в акватории Крыма, лицензии на которые до 2014 года были выданы украинскими властями.
 
Вся проблема заключается в том, что владельцы этих лицензий могли перерегистрировать их по нормам российского законодательства до 1 октября 2015 года, но, при этом, те, кто не пошел на это действие, были лишены Россией своего права, а их участки остались без своего разработчика.
 
Данный законопроект должен урегулировать вопрос предоставления российских лицензий на эти участки их новым разработчикам, которые по этому законопроекту будут определяться по результатам аукциона. Более того, все правовые вопросы, связанные с этим аукционом, будет всецело решать правительство РФ.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что масштаб крымских недр, несмотря на всю информационную шумиху, является небольшим.

Разработка этих месторождений помогла бы решить все энергетические проблемы полуострова

«Естественно, эти месторождения важны для энергетики, но не в контексте масштабов России или даже Украины, а самого Крымского полуострова. Соответственно, для Крыма разработка этих проектов была бы хорошим подспорьем в плане развития собственной энергетики», - констатирует Юшков.
 
Расчеты показывают, что с помощью данных месторождений Крым бы смог не только обеспечить себя нужным объемом добычи природного газа, но и экспортировать его в соседние с ним регионы России или Украины.
 
«Если бы удалось реализовать эти проекты так, как планировалось изначально, то Крым бы решил все свои проблемы с природным газом и не получал бы его по трубопроводу из соседней Кубани», - резюмирует Юшков.
 
Здесь можно вспомнить ситуацию с энергетической блокадой Крыма, которую отчасти решили за счет энергомоста, а отчасти за счет строящейся сейчас газовой теплоэлектростанции. Данный проект должен окончательно закрыть потребности Крыма в электроэнергии, но на первых порах ТЭЦ будет питаться за счет газа из Кубани. Соответственно, развитие крымских месторождений могло бы сделать энергосистему Крыма замкнутой, а, значит, гораздо более защищенной от любых возможных рисков, поэтому реализация этих проектов имеет очень серьезную перспективу.

Добыча газа в Крыму может быть примерно равна его потреблению

«Кстати говоря, для безопасности газодобывающих платформ, часть из них в акватории Крыма была снята со своих мест. Это было сделано для того, чтобы избежать инцидентов, когда украинцы могли бы попытаться их захватить силовым путем», - заключает Юшков.
 
Проблема в том, что до событий 2014 года они принадлежали украинской компании НАК «Нафтогаз», в состав которой входил крымский «Черноморнефтегаз».
 
В настоящее время данная коммерческая структура, которая была национализирована крымскими властями в 2014 году, принадлежит властям Республики Крым, но это совсем не мешает «Нафтогазу» считать, что это обстоятельство не распространяется на газовые платформы в крымской акватории.
 
«По этой причине, «Черноморнефтегаз» убрал дальние от Крыма платформы, чтобы у украинцев не было соблазна захватить их силой. Естественно, это сразу сказалось и на уровне добычи природного газа, которая сразу серьезно сократилась в этом российском регионе», - констатирует Юшков.
 
Впрочем, это все равно региональная история, поскольку Крым потребляет 2-2.5 млрд кубов природного газа, а все крымские месторождения могли бы примерно дать этот объем или может быть чуть больше.

Украинцы так и не определились с предметом своих претензий по этому вопросу

«Если взять вопрос возможных претензий со стороны украинцев, т.е. то, с чем бы они могли бы пойти в международные суды, то, естественно, такая возможность сохраняется и, наверняка, украинцы воспользуются ею в будущем, но здесь необходимо понимать, что их никто не лишал права на разработку этих месторождений. Более того, им было предложено поучаствовать в данном энергетическом проекте», - резюмирует Юшков.
 
С другой стороны, европейские суды поддерживают Украину, и только на основании этого данная страна может потребовать компенсации за потерю прибыли в этих проектах. Другой вопрос, что доказать этот факт с помощью соглашения о защите инвестиций с юридической точки зрения украинцам будет невозможно.
 
«Просто их право доступа к этому месторождению не было нарушено, а, значит, нет предмета для претензий по этому прецеденту», - заключает Юшков.
 
Также непонятно, как именно украинцы будут подавать свои возможные претензии – по всему Крыму и на том правовом основании, что они якобы потеряли все свое имущество на этом полуострове, или будут иски по каждому объекту собственности.
 
«Вот это совершенно непонятно, ведь украинцы здесь толком так и не определили свою юридическую позицию, и по этой причине их современные претензии по этому вопросу носят голословный характер», - констатирует Юшков.
 
Также непонятно, на кого украинцы будут здесь жаловаться, будет ли это государство Россия, регион Республика Крым или компания «Черноморнефтегаз». Это важный момент, по которому сложно найти правильное решение, из-за чего украинская сторона так и не смогла сформировать список своих претензий.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.12.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики