Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорту российского газа мешают солнце и ветер

Экспорту российского газа мешают солнце и ветер

Климатические катаклизмы разогревают альтернативную энергетику

Энергетика Европы с каждым годом становится все более зеленой, и это ставит под сомнение прогнозы о нескончаемом росте экспорта российского газа. Уже в этом году производство энергии из возобновляемых источников в Германии обгонит газовую и угольную генерацию.

Альтернативная энергетика так активно наращивает мускулы, что давно перестала быть только пугалом в руках зеленых, и реально наступает на пятки традиционным углю, нефти, газу и «мирному атому». 2018 год начался в Германии с символического рекорда: 1 января потребности страны в электричестве впервые на 95% обеспечивались возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), пишет Deutsche Welle. Правда, происходило это только в течение нескольких часов за счет сильного ветра, проглянувшего солнца и относительно низкого спроса на электроэнергию из-за праздников.

Рекорды ставились и весь 2017 год, и не только в Германии, хотя именно в ФРГ построили за 70 млн евро самую высокую в мире ветровую турбину высотой около 250 м, которая, как ожидается, окупится примерно за 10 лет. Благодаря осенним ураганам ветрогенераторы 28 стран ЕС в один из дней произвели 24,6% от общего энергопотребления.

Но мировым лидером СМИ называют Коста-Рику, которая в 2017 году 300 дней обходилась исключительно энергией ветра, воды, солнца и других возобновляемых источников (гидроэнергетика занимает 78% в энергобалансе страны, еще по 10% – ветер и геотермальные источники).

Впрочем, и нерекордные показатели впечатляют: в 2017 году 33,1% электроэнергии в ФРГ производилась из ветра, биомассы, солнца и на гидроэлектростанциях. Это тоже новый рекорд, в 2016 году данный показатель составлял 29%. К 2050 году минимум 80% немецкой электроэнергии должно производиться на основе ВИЭ.

В 2016 году производство энергии на основе возобновляемых источников увеличилось в мире на 8%, достигнув 138 ГВт. Солнечная, ветровая и биоэнергетика, по некоторым подсчетам, дают уже 6% от мирового производства электроэнергии. Хотя Россия уже пустилась вдогонку и строит свои первые ветропарки, в основном европейские ВИЭ воспринимаются обывателями как угроза экспорту российских энергоносителей, которые по-прежнему являются основой доходов бюджета.

У нас свои рекорды. Если в 2015 году «Газпром» экспортировал 158,6 млрд куб. м, то в 2016 -м был установлен абсолютный исторический рекорд поставок газа на экспорт – 179,3 млрд куб. м. По словам предправления «Газпрома» Алексея Миллера, по итогам 2017 года поставки за рубеж составят более 190 млрд. Причем крупнейшие потребители – Германия и Турция также устанавливают исторические рекорды импорта газа из РФ (в 2016 году Германия импортировала 49,8 млрд куб. м., Турция – 24,8 млрд). Германия является крупнейшим в мире импортером природного газа, говорится в ежегодном исследовании германского Федерального института геологических наук и сырьевых ресурсов: в 2016 году почти четверть (23%) общего объема поставленного в Европу голубого топлива пришлась на ФРГ. В 2015 году доля России от общего потребления газа в Европе достигла исторического максимума в 30%, и  эта тенденция сохраняется.

Хотя российский газ используется в ФРГ в основном для теплогенерации, опыт этой 83-миллионной страны по реформе энергобаланса привлекает особое внимание. ВИЭ уже в 2018 году обгонят уголь и станут главным источником электроэнергии в стране. К концу 2018 года закроются последние две немецкие шахты по добыче каменного угля, а одни только ветрогенераторы производят в два раза больше электроэнергии (14,6 млрд кВт-ч), чем все оставшиеся немецкие АЭС, от которых Германия планирует полностью отказаться к 2022 году.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов сказал «НГ», что развитие ВИЭ пока вряд ли способно потеснить объемы потребления газа в Европе. «Главным «пострадавшим» видом топлива под напором зеленой энергетики оказывается уголь, который, как известно, считается наиболее грязным энергоносителем с точки зрения экологии и влияния на климат. Более того, газ как раз видится наравне с ВИЭ альтернативой углю в энергетике. ВИЭ сами по себе не способны самостоятельно заполнить энергобаланс. Не надо забывать, что солнечную или ветрогенерацию должны страховать традиционные энергоносители. Более того, последние, по сути, выступают в роли донора ВИЭ, в том числе в финансовом плане, фактически их спонсируя», – говорит Перов.

«Долгосрочная стратегия Европы заключается в выводе из энергобаланса в первую очередь угля, его использование сократится вдвое к 2040 году. Будут выведены и атомные станции. Выводимые объемы и будут компенсироваться ВИЭ, которые (солнце и ветер) растут по 4% в год, и другими источниками, но не за счет газа, – пояснил «НГ» завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. – При этом в перспективе 2035–2040 годов уровень потребления газа в Европе стабилизируется. Так как собственная добыча газа в Европе сокращается, оптимисты уверены, что наш экспорт может еще вырасти. Однако новым рекордам РФ по экспорту может мешать высокая конкуренция со стороны сжиженного природного газа».

«Кроме России, в мире не так много мест, откуда Германия может быстро получить большое количество газа», – считает директор программы исследований природного газа в Оксфордском институте энергетических исследований Джонатан Стерн.

По данным консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, около 40% всех поставок газа в Германию приходится на Россию. Эксперты ожидают, что в 2025 году российский газ займет больше половины немецкого рынка. Аналитики HSBC Holdings прогнозируют, что в ближайшие пять лет пятая часть всей энергии в стране будет приходиться на газ.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 11.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики