Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Транзит нефтепродуктов: Россия сужает Белоруссии пространство для маневра

Белоруссия увеличит транзит нефтепродуктов через российские порты, но полностью на них если и перейдет, то не сразу, так как рассчитывает на сотрудничество с Прибалтикой. Россия же, имея возможность усиления давления на Минск в этом смысле, воздерживается, чтобы не дать повод политическим оппонентам обвинять ее в принуждении партнеров. Так считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Белоруссия продолжит транзит нефтепродуктов через порты России, но только если это будет экономически оправдано. Об этом заявил заместитель главы концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков.
 
"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности. Если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими - мы будем только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские", - сказал Рыбаков.
 
Он добавил также, что транзит через более отдаленные порты - "это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям".
В августе прошлого года Владимир Путин выступил с инициативой обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. По его словам, на белорусских НПЗ перерабатывается российская нефть, соответственно, нужно увязать вопрос получения нефти из России с использованием российской инфраструктуры.
 
Месяц спустя в Минске заявили, что поставки через российские порты экономически нецелесообразны. Но в конце года глава "Белнефтехима" Игорь Ляшенко допустил, что в 2018 году Белоруссия может поставить через российские порты до миллиона тонн нефтепродуктов. 

По разным корзинам

Ситуация вокруг транзита - элемент давней российской стратегии, направленной на развитие портов на Балтике, говорит Игорь Юшков. Власти прилагают усилия к тому, чтобы отечественные компании и производители отказались от транзита через прибалтийские порты и шли через наши порты - Петербург, Усть-Луга, Высоцк. Соответственно, логично было бы, если и белорусские товары, прежде всего, нефтепродукты, произведенные из российской нефти, также шли через наши порты, пояснил эксперт.
 
"Отказ от работы с Прибалтикой вызван во многом и политическими противоречиями. Прибалтика регулярно называет Россию агрессором, и конечно, когда тебя ежедневно поливают грязью, возникает вопрос, почему бюджеты этих стран должны формироваться за счет перевалки российских грузов, а наши посты будут простаивать. И белорусов Россия призывает сделать то же самое, тем более что страны-соседи Белоруссии ведут порой политику, которая вредит Минску - достаточно вспомнить историю с БелАЭС, проект, торпедированный Литвой", - говорит Юшков.
 
Белорусы же, по его словам, пытаются разложить яйца по разным корзинам - они и не против сотрудничества с Россией, но и надеются на сотрудничество с прибалтами. 

Просчитывать последствия

Владимир Путин обозначил четкую позицию - все нефтепродукты, производимые из российской нефти, должны идти через наши порты. В какой срок к этому нужно прийти, не прописано, и Минск пытается этим пользоваться, указывая на уже имеющиеся у них контракты с прибалтийскими портами.
 
"Думаю, что белорусы все равно увеличат поставки через наши порты, но и будут работать с прибалтами. Убеждение разойтись с Прибалтикой может занять много времени - белорусы политически не хотят завязываться на одного транзитера", - сказал Игорь Юшков
 
Россия не усиливает давление, так как четко просчитывает последствия. Документально обязательства Белоруссии по транзиту через российские порты не зафиксированы, и по сути Минск ничего не нарушает. "Соответственно, ультимативные требования Москвы могут быть на руку политическим оппонентам, которые выставят Россию как принуждающую своих партнеров", - пояснил эксперт. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики