Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ и электроэнергия – взгляд из России

Газ и электроэнергия – взгляд из России

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (РФ), эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь ЮШКОВ ответил на вопросы «Экономической газеты», прокомментировав насущные для Беларуси темы.

 Как вы оцениваете вероятность получения для Беларуси пониженной цены на газ, как для Смоленской области, единых тарифов на транзит? Как должна, по вашему мнению, формироваться цена? Каков ваш прогноз о газовом рынке ЕАЭС?

– Газпром настаивает на том, что нынешний контракт белорусской стороной должен быть исполнен до конца, т.е. чтобы до 2019 г. он действовал и не пере­сматривался. Подобную позицию Газ­пром занимал в разгар недавнего кон­фликта, когда стороны считали стоимость газа по разным ценам, и в итоге Газпром насчитал недоплату.

Однако контекстом того конфликта является спор Газпрома и Нафтогаза Украины в Стокгольмском арбитраже. Газпром не мог отступить в споре с Беларусью, так как это создало бы прецедент пересмотра контракта, и тогда Украина смогла бы ссылаться на этот факт. Скажут арбитрам в Стокгольме – мол, смотрите, вот тут они пересмотрели цены, а нам в этом отказывают, значит, действия Газпрома политически мотивированы.

В итоге Газпром смог убедить в этом высшее российское руководство, и была найдена схема, при которой Беларуси предоставляется скидка на газ в 2018–2019 гг., но за счет субсидирования российским бюджетом (т.е. Газ­пром получит все причитающиеся ему по контракту средства, а потери возьмет на себя российский бюд­жет). Кроме того, Беларусь получила бонусы в нефтяной сфере – страна оставляет себе часть таможенной пошлины от экс­порта российской нефти.

Поэтому до 2020 года не стоит ожидать изменения формулы ценообразования в наших отношениях. Правительства двух стран определили четкую стоимость газа (см. с. 1). С 2020 года Россия вполне может интегрировать Беларусь в свой газовый рынок: предоставить цены Смоленской области плюс стоимость доставки.

Есть и другой вариант. Так как ситуация с поставками газа в Беларусь увязана с внутрироссийской конкуренцией нефтегазовых компаний, то может произойти либерализация экспорта газа в рамках ЕАЭС. Независимые производители газа в России – Роснефть и НОВАТЭК – лоббируют отмену экспортной монополии Газпрома. И как первый шаг они могут получить доступ к белорусскому рынку. Это позволит Минску создать конкуренцию среди российских поставщиков и попробовать выиграть за счет нее в цене на газ.

Подобная практика – унификация тарифов, доступ всех компаний на рынки стран-партнеров – вполне вписывается в логику создания ЕАЭС, поэтому сценарий такой мягкой газовой либерализации вполне возможен. Но тут уже все будет зависеть от политического решения – руководство стран – членов ЕАЭС должно решить, хотят они развивать союз или нет. Тариф в таком случае будет устанавливаться белорусским регулирующим органом, но он должен быть понятен и един для всех газовых компаний. А компании уже сами станут решать, выгодно им поставлять газ по такой цене или нет.

 Как, по вашему мнению, изменится энергетический рынок с вводом в действие БелАЭС? Как поведут себя западные страны (Литва, Польша) и Россия? Каков, на ваш взгляд, может быть сценарий развития ситуации?

– Ввод БелАЭС будет важным фактором для всего региона. Вопрос лишь в том, какие страны новая электростанция затронет больше, а какие – меньше. Откровенно антибелорусскую позицию в данном вопросе занимает Литва. Вряд ли литовское руководство «забудет» свою идею отказа от закупки белорусской электро­энергии после ввода АЭС в строй. Хотя белорусские чиновники говорят – «когда начнется продажа, все успокоится, и экономика перевесит политику» – это выглядит несколько наивно.

Литва не поменяет свою позицию. Они же арендовали для себя убыточный СПГ–­терминал, закупают более дорогой, чем российский, газ СПГ. Так почему же в случае с белорусской АЭС у литовского руководства должен появиться здравый смысл? Вопрос лишь в том, смогут ли литовцы убедить другие страны отказаться от закупки белорусского электричества или нет. Вероятно, Брюссель оставит этот вопрос на усмотрение каждой страны, и общеевропейского бойкота все-таки не будет. Правда, Польша уже заявила, что не намерена закупать электричество у Минска. Это логично, Польша энергоизбыточная страна, она экспортирует электроэнергию, и сейчас ей не нужна электроэнергия из Беларуси. Но вот тут-то как раз может сработать фактор цены. Если белорусское электричество будет дешевым, Польша может построить схему его реэкспорта, например, в Германию.

Другим направлением потенциального экспорта электроэнергии из БелАЭС является ЕАЭС. Но тут присутствует другой энергоэкспортер – Россия, и ей электро­энергия из Беларуси не нужна. Наоборот, Россия является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Беларусь. А до других стран ЕАЭС слишком далеко, и потери в сетях перекроют всю потенциальную прибыль.

Еще одним интересным рынком для Беларуси является Украина. Там существенные проблемы с энергетикой: цены на газ на европейском уровне, уголь частично потерян из-за ситуации на Донбассе, импортный уголь дорогой, а украинские АЭС в плачевном состоянии, часто уходят на профилактику и ремонт. Поэтому там стоит ожидать роста энергодефицита. Но тут проблема в объеме рынка и в платежеспособности Украины.

Автор: Алена Ландырь

Источник: Экономическая газета (Минск), 19.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики