Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Сменили курс: российский СПГ уже не везут в США

Газовоз с первой партией сжиженного газа с проекта «Ямал СПГ» сменил курс в Атлантическом океане и уже не идет в США. «Вот и СПГ для вас. В достаточной близости от США танкер Gaselys сменил направление движения. Более высокие цены в Азии для Engie?», — написал в Twitter редактор ICIS Эд Кокс. Действительно, по данным навигационного портала Marinetraffic, конечным маршрутом газовоза уже значится не американский терминал Эверетт рядом с Бостоном, куда Gaselys должен был прибыть 22 января, а испанский Альхесирас. Туда танкер планирует доставить груз 28 января.

Напомним, что первую партию СПГ с Ямала танкер «Кристоф де Маржери» доставил 27 декабря в терминал Isle of Grain в британском порту Харвич для малазийской компании Petronas. 2 января же стало известно, что российский СПГ перегружается на танкер Gaselys, а 7 января, судя по данным Marinetraffic, он покинул Великобританию и направился на американский терминал Эверетт рядом с Бостоном.

Как писал «Коммерсант», Petronas продала СПГ (100 млн кубометров) французской Engie, которая решила сыграть на резком скачке цен на восточном побережье США. Из-за снежного шторма в начале января стоимость газа в том регионе поднимались до беспрецедентных $ 6,3 тыс. за 1 тыс. кубометров. После этого, однако, погода успокоилась, цены пошли вниз, а газовоз физически не мог доставить СПГ в сжатые сроки. Путь из Великобритании в США через Атлантический океан занимает около двух недель. Изменение ценовой коньюктуры, очевидно, и стало причиной, почему газовоз Gaselys транспортирует теперь СПГ с Ямала в Испанию — страну, которая является одним из основных потребителей СПГ в Европе. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что изменение маршрута доставки российского СПГ — лишнее подтверждение того, что СПГ не может быть инструментом быстрого реагирования на чрезвычайную ситуацию. «В Испании же наблюдается рост импорта СПГ из-за увеличения спроса на газ и сокращения поставок по трубопроводу из Алжира», — сказал эксперт.

Доставка СПГ с Ямала могла стать первой поставкой российского сжиженного газа в США. В середине 2000-х экспорт СПГ в США со Штокмановского месторождения планировал «Газпром», однако ситуация изменилась после «сланцевой революции».

Напомним, что ранее в Испанию пришел другой танкер — со второй поставкой СПГ с Ямала. 29 декабря газовоз «Борис Вилкицкий» доставил ее для китайской госкомпании CNPC в Роттердам. Однако СПГ отправили не в Китай. 2 января российский сжиженный газ перегрузили на танкер Clean ocean и он взял курс на испанский терминал СПГ Мугардос, который располагается на северо-востоке страны в порту Ферроль.

В декабре цены на газ в Испании были также высокими, но ниже, чем в Азии ($ 10 за MBTU против $ 11 за MBTU). Однако стоимость доставки в Испанию из Роттердама куда ниже. Поэтому, возможно, CNPC продала СПГ испанцам. Что касается контрактных обязательств «Ямал СПГ», то испанская Gas Natural Fenosa сообщила, что получать законтрактованный газ (2,5 млн тонн в год) начнет с апреля.

В международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

Аналитики отмечают, что учредители проекта «Ямал СПГ» обещали поставлять сжиженный газ в Азию и даже поставки в страны Европы, в которые нет трубопровода из России, могут опосредованно ударить по экспорту «Газпрома». 

Источник: EADaily, 19.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики