Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Есть ли будущее у ОПЕК+ после сделки?

Саудовская Аравия предложила сегодня сделать формат сотрудничества ОПЕК+ постоянным, и после завершения сделки по сокращению добычи нефти. Об этом заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.

"В конце года мы поймем, что надо делать. Но мы определенно хотим продолжать сотрудничество со странами вне ОПЕК. Это ключевая вещь. Будь то обмен информацией и разговоры о том, думаем ли мы о росте поставок и спроса, или оставляем уровень добычи", - сказал аль-Фалих.

"Мы также должны думать о том, как выходить из 2018 года. И сделать это постепенно, а не рывком", - добавил глава энергетического ведомства Саудовской Аравии.

Напомним, ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тыс приходятся на Россию. В ноябре 2017 года участники соглашения продлили его на весь 2018 год.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, заявление аль-Фалиха следует рассматривать как еще один позитивный стимул для мирового нефтяного рынка, но не как проработанный план превращения формата ОПЕК+ в регулярный механизм контроля за производством нефти в мире. "Я думаю, что это один из тех позитивных информационных поводов, которые должны постоянно генерировать участники сделки ОПЕК+ для ее успешности. Прежде они говорили, что продлят сделку до 2018 года, затем – что будут сотрудничать и дальше, постоянно отчитываясь о перевыполнении плана по сокращению нефтепроизводства. Трейдерам все время нужны такие положительные новости, чтобы они торговали вверх, за счет чего растут цены на нефть. И это заявление министра энергетики Саудовской Аравии укладывается в данное русло, ведь сейчас никому не понятно, как взаимодействовать между собой, если сделка ОПЕК+ будет завершена", - пояснил он.

"Страны могли бы периодически встречаться, Россия и другие нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, могли бы присутствовать как наблюдатели на сессиях картеля в Вене. Если цена в какой-то момент опять пойдет резко вниз, можно будет оперативно подписать некое новое соглашение о сокращении или регулировании объемов добычи. Но не стоит ожидать, что дальше будут какие-либо обязательства по объемам добычи, по крайней мере, со стороны России и стран, не входящих в ОПЕК, – сохранится лишь возможность оперативно взять на себя эти обязательства в случае форс-мажорной ситуации на рынке. Постоянный контакт с ОПЕК вряд ли выйдет дальше формата консультаций", - прогнозирует Игорь Юшков.

Эксперт обратил внимание, что в текущем виде формат ОПЕК+ держится целиком на доверии. "Страны, взявшие на себя обязательства, отчитываются в их статистические агентства, и другие страны доверяют этим официальным данным, поскольку на самом деле никому не выгодно поднимать вопрос о реальном соблюдении договоренностей. История с ОПЕК+ - это во многом информационная кампания, и если кто-то начнет демонстрировать недоверие, потребует проверки, трейдеры сразу же начнут сбивать цену и продавать фьючерсы. Пока все говорят, что все прекрасно, что специальный комитет по мониторингу подтверждает выполнение и перевыполнение объемов сокращения, цены растут", - поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

В свою очередь профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ)  РАНХиГС Ольга Маликова выразила мнение, что у такого формата есть будущее, поскольку участники сделки объединены общностью экономических интересов. "Поддержание нынешних цен на углеводороды и их рост позволяют окупать издержки и чувствовать себя комфортно. Для Саудовской Аравии, в частности, типичны ассигнования в социальные проекты, а высокие цены на углеводороды или хотя бы сохранение их на сегодняшнем уровне позволяет развивать социальный сектор. Так что этот формат выгоден и Саудовской Аравии, и России, и по большей части всем участникам рынка, не только тем, кто входит в формат ОПЕК+", - подытожила эксперт.

Со своей стороны советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов подчеркнул, что сама сделка несет в себе как плюсы, так и минусы. "Главный плюс – это рост цен. Но у сделки есть и минус – добыча нефти в США выросла более, чем на 1 млн баррелей в сутки. Это довольно много. По сути, идет размен доли рынка на высокую цену. Естественно, такое положение дел не может продолжаться бесконечно, рано или поздно сделка будет завершена. Поэтому, скорее всего, это высказывание саудовского министра является определенным зондированием рынка, как рынок воспримет возможное завершение сделки. Но в любом случае интрига будет сохраняться до последнего. Вне зависимости от этих заявлений, сделка, скорее всего, достаточно длительное время будет действовать", - поведал он.

При этом эксперт отметил, что механизмы контроля за производством  нефти в условиях открытого рынка оказались очень действенными. "Как только была заключена сделка, нефтяные цены увеличились более чем в два раза. Это большая величина. В принципе, эта сделка принесла большой успех. Другое дело - жизнь так устроена, что если в одном месте улучшается, то в другом обязательно ухудшается. Вместе с двукратным ростом было потеряно около 1% рынка, поскольку эту нишу заняли представители стран, которые не входят в ОПЕК. Так что эта сделка в целом очень значима", - резюмировал Сергей Хестанов. 

Источник: Вестник Кавказа, 26.01.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики