Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Россия и Германия "принуждением к закону" переиграли ЕС по "Северному потоку-2"

Заявления главы Минэнерго Литвы Вайчюнаса по разрешениям на строительство "Северного потока-2" бессмысленны и не могут повлиять на реализацию проекта. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"У Прибалтики и Польши в принципе нет возможностей блокировать строительство "Северного потока-2", не в их силах даже затормозить развитие проекта. Такие возможности остались только у Дании, где недавно приняли закон о согласовании трубопроводов с национальными интересами страны. Совпало это с приездом в Копенгаген госсекретаря США, так что тенденции понятны.
 
Дания теоретически может запретить прокладку труб в своей акватории, но это будет нарушением законодательства. Правда, "Газпром" и все участники проекта уже предусмотрели возможность осложнений, и готовы пойти на незначительное отклонение от маршрута. Однако литовский министр апеллирует к газовым директивам Евросоюза – это знаменитый третий энергопакет. И здесь ситуация сложилась очень любопытная", - отмечает эксперт.
 
Главный энергетик Литвы Жигимантас Вайчюнас вынужден был признать, что выданное Германией разрешение строить "Северный поток-2" в ее территориальных водах - право немецкого правительства. Однако сделал очередную попытку торпедировать проект, заявив, что нужно дождаться "окончания дискуссии о пересмотре директивы ЕС о газе в плане распространения ее действия на партнеров евросообщества".
 
"Третий энергопакет ЕС регламентирует правила использования газовой инфраструктуры, но он не запрещает эту инфраструктуру строить. Кроме того, этот закон предназначен для наземных трубопроводов, его искусственно пытаются распространить на морские объекты. При этом он априори распространяется только на инфраструктуру, которая имеет потенциальную конкуренцию.
 
Проект "Северный поток" неконкурентный по сути – в России по закону только "Газпром" имеет право экспортировать газ. Никаких других трубопроводов в Балтике никто не строит, то есть физически альтернативного газа не может быть физически. Все манипуляции третьим энергопакетом со стороны Евросоюза – чистая политика, так как эти законы в принципе призваны развивать конкуренцию, а не ограничивать российские проекты", - подчеркивает специалист.

Нападки и ответы

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая стоимость оценивается в 9,5 миллиарда евро. Трубопровод должен пройти параллельно первому газопроводу с небольшим отклонением в точке отправки в России.
 
Еврокомиссия неоднократно выступала за применение к проекту ограничительных мер, упирая на то, что максимальная доступность российского газа подрывает энергобезопасность Европы. Позицию Москвы в конце 2017 года озвучил президент РФ Владимир Путин. По его словам, "Северный поток-2" - чисто коммерческий проект, который направлен на развитие энергетического рынка, и Россия пытается донести эту мысль до "некоторых скептично настроенных западных партнеров".
 
"В Европе сложилась уникальная ситуация: немецкое бизнес-лобби оказалось сильнее стремления бюрократии ЕС блокировать "Северный поток-2". Причем немецких регуляторов просто заставили выполнить существующие законы, то есть заставили жить в правовом поле. Это тенденция современного Запада: в юридических документах сложно прописать антироссийскую истерию. Аналогичную ситуацию мы видим с отстранением российских олимпийцев от Игр.
 
Коса на камень на Западе находит, когда доходит до суда. Прописаны формальные процедуры согласования, и выходит, что четкое их выполнение оказывается в пользу России. А не подчиниться собственным законам и решениям судов Запад не в силах априори. Россия и ее партнеры просто принуждают Европу жить по закону и этим выигрывают все споры.
 
Сейчас, когда уже получено разрешение официальных органов России и Германии, "Газпром", скорее всего, начнет строительство "Северного потока-2" сразу с двух сторон – судна-трубоукладчики пойдут навстречу друг другу с побережья двух стран. Как минимум, это даст существенный выигрыш во времени при реализации проекта. К тому же такой шаг снимет все сомнения у колеблющихся партнеров и участников различных переговоров", - заключает Игорь Юшков.

Источник: Экономика сегодня, 02.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики