Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Россия и Белоруссия больше не будут ссориться из-за нефти и газа?

Посол РФ в Минске говорит, что основные проблемы решены. Надолго ли?

Москве и Минску удалось разрешить вопросы в нефтегазовом секторе, поэтому теперь никаких препятствий для поставок голубого топлива и нефти в Белоруссию нет. Об этом сегодня, 7 февраля, заявил журналистам в белорусской столице российский посол Александр Суриков.

По его словам, стороны договорились обо всем, что касается поставок нефти и газа, и начали переговоры о создании единого рынка нефти и газа. Они, как отметил посол, продвигаются не очень успешно, но работа в этом направлении ведётся.

При этом Суриков в своём заявлении сделал упор не на энергетическое сотрудничество сторон, а на других деталях товарооборота между странами. В частности, Суриков упомянул планы по созданию единых тракторов, модель вывода на рынки третьих стран для которых придумают производители. Посол также подчеркнул, что Белоруссии стоит начать снимать барьеры в экономике для развития сотрудничества, что будет выгодно и самому Минску.

Как ранее передавало ИА REGNUM, последний серьёзный спор между Россией и Белоруссией в энергетической отрасли произошёл в 2016 году. Проблема заключалась в том, что Минск, решив, что платит за российский газ слишком дорого, несмотря на контракты, стал в одностороннем порядке платить меньше. Позиция российской стороны была в том, что Минск должен соблюдать условия договорённостей. Этот спор тянулся на протяжении всего года и начала 2017. За это время белорусская сторона накопила долг в размере $726,2 млн за поставленный в 2016—2017 годах газ из РФ. В конце 2016 года, чтобы стимулировать Минск оплатить долг, Россия решила более чем на треть сократить поставки беспошлинной нефти. 

Это было воспринято белорусским руководством крайне негативно. Так, глава республики Александр Лукашенко заявлял, что Белоруссия вполне может обойтись без российских энергоносителей. Он также говорил о необходимости поиска альтернативных поставщиков нефти или и вовсе разработки белорусскими учёными нового вида энергоносителей. Во время этого российского-белорусского энергетического кризиса Минск успел закупить одну партию иранской нефти, хотя, по мнению экспертов, это было необходимо, скорее, для давления на Москву. Урегулировать конфликт долгое время не удавалось даже на уровне глав правительств.

Только после встречи в апреле 2017 года Александра Лукашенко и Владимира Путина стороны подписали документы, которые регулируют разногласия в нефтегазовой сфере. Москва и Минск пришли к соглашению о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на голубое топливо для республики и восстановлении поставок российской нефти до уровня 24 млн тонн в год. Белорусская сторона оплатила долг за газ. Правда, эту задолженность республика покрыла за счет другого кредита от России в размере $1 млрд.

Напомним также, что в декабре 2017 года Суриков отмечал, что все газовые вопросы между Россией и Белоруссией были определены еще в апреле. По словам посла, основными вопросами для обсуждений оставались единый рынок газа, транзит голубого топлива.

В то же время стоит отметить, что с 1 февраля 2018 года транзит черного золота через территорию Белоруссии вновь стал для России дороже, в этот раз на 6,7%. Как объяснял ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, разногласия сторон по поводу схемы индексации тарифа могут спровоцировать в 2018—2019 годах новый энергетический конфликт между двумя странами.

Источник: ИА REGNUM, 07.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики