Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Брюссельский синдром: "Северный поток-2" активизировал процесс создания энергетического союза ЕС

Брюссельский синдром: "Северный поток-2" активизировал процесс создания энергетического союза ЕС

Идея о создании энергетического союза ЕС вынашивается довольно давно. Ее основной смысл  заключается в получении Брюсселем наднациональных полномочий в определении энергетической политики европейских стран, объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Энергетический союз ЕС

В Еврокомиссии назвали положительным процесс создания энергетического союза внутри Евросоюза. Как заявил глава директората ЕК по энергетике Доминик Ристори, завершена работа над регулированием безопасности газоснабжения в ЕС и по заключению межправительственных соглашений на закупку энергии у третьих стран.
 
«Идея вынашивается уже довольно много лет в рамках ЕС. Смысл ее заключается в том, что евробюрократия пытается отвоевать у национальных правительств все больше полномочий, чтобы иметь возможностью  полностью определять энергетическую политику европейских стран. Сейчас отдельные решения на национальных уровнях, но в последнее время они все чаще переходят в Брюссель.
 
Импульс для активизации процесса создания энергетического союза ЕС дал газопровод «Северный поток-2». В свое время Брюссель с Германией за мандат на переговоры с «Газпромом» по будущему проекта. Но по действующему законодательству вопрос о создании инфраструктуры находится у национальных правительств, в то же время вопросы регулирования созданной инфраструктуры уже перешли на наднациональный уровень», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Противники энергосоюза ЕС

И Брюсселю текущих полномочий все равно недостаточно – под видом энергетического союза ЕС они хотят единолично определять правила игры на энергетическом рынке, получая от национальных правительств только поступления в свой бюджет. А так как противники энергосоюза находятся в меньшинстве, процесс двигается в нужном Брюсселю направлении, хотя и очень болезненно, добавляет Игорь Юшков.
 
«Конечно, такие крупные страны как Германия, Франция, Италия, Австрия или Венгрия выступают за большую самостоятельность, но как только они задают вопросы о целесообразности создания такого союза, их начинают упрекать в дестабилизации ситуации и называть агентами Кремля. Кроме того, общая риторика, направленная на сохранение и развития ЕС, побеждает, поэтому лидеры будут продолжать двигаться в сторону дальнейшей интеграции, частью которой энергосоюз и является.
 
Стоит отметить, что некоторые страны пытаются продвинуть и другую форму создания энергосоюза, предлагая прописать общие правила, но полномочия в Брюссель не передавать. По большому счету вопрос о создании энергетического союза уже решен – такая структура рано или поздно появится. Основная же борьба сейчас заключается в том, насколько полными будут полномочия Брюсселя, какие вопросы будут регулировать там, а какие останутся на уровне национальных правительств», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 20.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики