Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовый пиар" Гройсмана: системное снижение цен на газ на Украине невозможно по двум причинам

"Газовый пиар" Гройсмана: системное снижение цен на газ на Украине невозможно по двум причинам

Украинскому правительству не удастся снизить платежи для населения даже в том случае, если они полностью перейдут на потребление собственного газа, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Системное снижение цен на газ на Украине 

В течение нескольких лет на Украине начнется системное снижение цен на газ, так как страна выйдет на полное обеспечение собственным газом, заявил украинский премьер-министр Владимир Гройсман на заседании правительства. Его заявление прозвучало на фоне дополнительных закупок газа по реверсу из Словакии и Венгрии из-за наступления холодов.
 
«Слова господина Гройсмана стоит рассматривать в рамках предстоящей в 2019 году на Украине президентской кампании. Явлением одного порядка можно назвать и сегодняшнюю пресс-конференцию президента Порошенко. Но, вероятно, у Гройсмана есть собственные амбиции, и он тоже готов включиться в борьбу за президентское кресло. Что касается газа, то надо понимать контекст.
 
Во-первых, объем добычи на Украине последние три года стабильно составляет порядка 17 млрд кубов, а потребление по 2017 году находится на уровне 27 млрд кубов, оставшиеся 10 млрд кубов закрываются внешними закупками. Причем за последнее десятилетие объем закупаемого газа снизился более чем в 4 раза. И такая динамика объясняется отнюдь не ростом энергоэффективности или сознательностью населения и предприятий. Структура экономики практически не меняется, потребление происходит за счет деградации различных отраслей промышленности», - комментирует эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Условия "европейской семьи"

Как ранее нам объяснял преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, хватать собственного газа Украине будет только в том случае, если деградация промышленности продолжится текущими темпами. Нарастить же собственную добычу Украине не позволяют объективные геологические причины. С подобными выводами соглашается и Александр Фролов. Но даже при таком печальном для промышленности сценарии снизить цены на газ для населения властям не удастся.
 
«Так исторически сложилось, что свой газ Украина направляет на нужды населению, и в прошлом году только треть потребленного всей страной газа была закуплена на внешнем рынке. Тяжело поверить, что треть оказывает такое давление на цену, что приходится постоянно повышать платежи – они выросли уже чуть ли не в 10 раз по сравнению с временами Януковича.
 
Объяснение другое - украинское руководство привязало стоимость газа внутри страна к цене спотовых площадок, то есть к европейским ценам на газ. Теперь даже за собственный газ они вынуждены будут платить столько же по правилам «европейской семьи». Еще один момент связан с ростом неплатежей. Количество долгов по оплате газа растет и только продолжит расти. С ростом тарифов эту проблему решить никак нельзя, как и отключить население от газа в случае роста задолженностей», - резюмирует Александр Фролов.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 28.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики