Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ExxonMobil попросили на выход

ExxonMobil попросили на выход

ExxonMobil в 2018 г. начнет официальный выход из совместных проектов с "Роснефтью". Компания заявила об этом в ежегодном отчете, направленном в комиссию по ценным бумагам США. Решение принято в связи с расширением во второй половине 2017 г. санкций против России. Фактически Exxon и ее дочерние общества уже с 2014 г. не ведут работы по совместным с "Роснефтью" проектам, исключение - "Сахалин-1", но его санкции не коснулись. Работу тогда застопорили не только указания Минфина США, но и цены на нефть - американцы планировали зайти на участки с высокой себестоимостью добычи. Поэтому для российской стороны заявление ExxonMobil - скорее, негативный фон, а для американской - потеря уже вложенных в российскую экономику инвестиций. 

Свои потери от выхода из российских проектов ExxonMobil оценила в $200 млн. В 2015 г. компания заявила о потере приблизительно $1 млрд из-за "заморозки" работ по семи лицензионным участкам в Арктике, которые вошли в соглашение о стратегическом сотрудничестве с "Роснефтью". Первая его часть была подписана в 2011 г. и касалась месторождений на шельфе Карского и Черного морей, Арктикой оно приросло спустя два года.

Тогда же компании создали совместные предприятия по реализации проектов в Карском и Черном морях. СП "Карморнефтегаз" (66,67% "Роснефти" и 33,33% ExxonMobil) в 2014 г. начали бурение самой северной скважины "Университетская-1" в Карском море, по итогам которого было открыто месторождение "Победа". Однако американская компания под давлением Минфина США была вынуждена выйти из проекта.

В 2014 г. Exxon "заморозила" девять из 10 совместных с "Роснефтью" проектов, работа не ведется уже много лет, констатирует ведущий аналитик Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Новость лишь в том, что американская компания официально объявила о выходе из них.

"Прежде всего нужно понимать, что это не воля Exxon. Как только отменят санкции, компания на следующий день возобновит сотрудничество. Второй момент - при сегодняшних ценах на нефть и даже при более высоких, но не достигающих $100 за баррель, шельфовые проекты с Exxon нерентабельны. При старте проекта в Карском море была сделана ставка на то, что за время разведки цены вырастут, а созданные технологии позволят сделать добычу более эффективной. При $50-60 за баррель даже без санкций добыча на месторождении не началась бы. Поэтому уход Exxon из России негативное событие, но фактически он уже произошел в 2014 г., а не в 2018 г. и никакого урона российской экономике сейчас нанесено не будет", - рассказал Накануне.RU эксперт.

Если в ExxonMobil жалуются на убытки, то в "Роснефти" не видят критического влияния на деятельность компании. Об этом журналистам заявил пресс-секретарь российской компании Михаил Леонтьев. По его словам, в "Роснефти" были готовы к такому решению.

"Они (ExxonMobil, прим.) вынуждены списывать убытки напрямую. Я сейчас не говорю о косвенных убытках и издержках, которые несет компания, которые вообще трудно посчитать – они огромны, потому что ExxonMobil добивался участия в этих проектах, он очень охотно шел на них, потому что у нас в этом смысле общее понимание с Exxon, что шельф, особенно российский шельф - это будущее энергетики", - сказал Леонтьев.

Корпорация ожидает, что официально начнет вывод в 2018 г. При этом проект "Сахалин-1" - единственный работающий - остается в портфеле компании. Напомним, санкции, принятые в конце 2017 г. коснулись финансирования новых экспортных газопроводов из России, а также привлечения банковских займов. Также Минфин США запретил американцам без лицензии или иного разрешения офиса по контролю за иностранными активами напрямую или косвенно предоставлять, экспортировать, реэкспортировать товары, услуги и технологии, которые могли бы посодействовать производству или открытию нефти на глубоководье, арктическом шельфе, или в сланцевых проектах, если Россия получит при этом выгоду. Под попали совместные проекты с долей участия инространных компаний от 33% и выше.

Поскольку "Сахалин-1" реализуется по условиям соглашения о разделе продукции (СРП), санкции на него не распространяются. А вот планы по вхождению американской компании в "Дальневосточный СПГ" могут не осуществиться. Ресурсной базой для завода, производительностью 5 млн т в год должен был стать, в том числе, газ с "Сахалина-1".

"Проект "Дальневосточный СПГ" имеет право на самостоятельный экспорт СПГ, он вышел из под экспортной монополии "Газпрома". Поэтому его могут коснуться санкции", - отметил Юшков.

Стоит добавить, что в 2015 г. Бюро промышленности и безопасности Минторга США наложило запрет на поставку оборудования для Южно-Киринского месторождения проекта "Сахалин-3" "Газпрома", что также ударило по СПГ-проекту компании во Владивостоке. Тогда приступить к освоению этого месторождения невозможно без использования подводных добычных комплексов, которые производят норвежская Aker и американские компании. Лишь в 2017 г. "Газпром" объявил о реанимации проекта.

Вероятность такого развития событий была очень высокой, соглашается эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. Для глобальной компании с годовой выручкой свыше $244 млрд и чистой прибылью по итогам 2017 г/ более $15 млрд сумма убытка неприятна, конечно, но не критична, рассказал он Накануне.RU.

"Думаю, потери "Роснефти" еще менее существенны в худшем случае проекты будут заморожены до более благоприятной инвестиционной ситуации – продолжения роста цен на углеводороды, снятия санкций или прихода новых инвесторов, в худшем – "Роснефть" увеличит свою инвестиционную программу и продолжит разрабатывать тему самостоятельно. Шельфовые проекты являются вложениями в будущее, при нынешней ценовой ситуации они не слишком рентабельны, поэтому не думаю, что даже их приостановка скажется на текущих показателях "Роснефти". 

Автор: Алёна Ласкутова

Источник: Накануне.Ru, 01.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики