Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" хочет уйти от рисков новых несправедливых штрафов

"Газпром" хочет уйти от рисков новых несправедливых штрафов

Компания начинает процедуру расторжения контрактов на поставку и транзит газа с украинским "Нафтогазом" в Стокгольмском арбитраже после того, как суд принял решение по спору с украинским партнёром не в пользу российского холдинга. 

Сегодня "Газпром" принял решение расторгнуть контракты с "Нафтогазом" на поставку и транзит газа. Об этом заявил председатель правления российской компании Алексей Миллер. 

— Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял асимметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК "Нафтогаз Украины". Таким образом, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон по данным контрактам, — подчеркнул он. 

По словам Миллера, "Газпром" не намерен за свой счёт "решать экономические проблемы Украины".

— В такой ситуации продолжение действия контрактов для "Газпрома" является экономически нецелесообразным и невыгодным, — добавил он. 

Эксперты, опрошенные Лайфом, считают, что процедура разрыва контрактов на поставку и транзит, которую собирается осуществить "Газпром", может означать попытку уйти от рисков выставления новых штрафов в споре с украинским партнёром — "Нафтогазом". 

— Это не означает прекращение транзита. Это начало процедуры, чтобы снять риски выставления новых штрафов. Поставки по новым маршрутам и, возможно, новый контракт на транзит, когда договор будет расторгнут, — прокомментировал Лайфу заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Как на расторжение, так и на заключение новых договоров потребуется время, отметил эксперт.

Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков также считает, что без контракта на транзит не обойтись.

— Разрыв контрактов "Газпрома" и "Нафтогаза" существенно обострит ситуацию. Без контракта "Нафтогаз" не будет прокачивать российский газ в Европу. В 2017 году через Украину прошло 93 млрд куб. м. Так что остановить транзит через Украину невозможно даже на несколько дней, ведь ряд стран получает газ только транзитом через Украину. Поэтому одновременно с разрывом старого контракта нужно будет подписывать новый. Вероятно, "Газпром" хочет подписать один контракт только на транзит. На поставку газа, видимо, договора не будет. В целом мы пришли к тому, о чём всегда предупреждали Европу, — нужно иметь альтернативные маршруты доставки газа в Европу. А теперь в случае остановки транзита всех ожидает энергетический кризис. Сторонам явно нужен посредник в виде Европы. Европейцы должны будут проконтролировать, чтобы условия транзита по новому контракту были рыночными. Вероятно, по расчётам "Газпрома", стоимость прокачки по Украине с учётом выплаты ей дополнительных денег по условию "качай или плати" (по условию контракта нужно качать 110 млрд куб. м газа в год) будет менее выгодным, чем вариант разрыва контракта и возможной выплаты неустойки. 

Напомним, что в среду Стокгольмский арбитраж вынес решение по спору "Газпрома" и "Нафтогаза" относительно контракта на транзит газа. Суд взыскал с "Газпрома" в пользу "Нафтогаза" $4,637 млрд в качестве компенсации за недопоставку газа через Украину. С учётом ранее присуждённой в пользу "Газпрома" суммы арбитры произвели зачёт встречных требований. В итоге российская компания должна выплатить украинской $2,56 млрд. "Газпром" не согласился с этим решением. 

В четверг "Газпром" заявил, что пока не будет поставлять газ на Украину. Холдинг получил от "Нафтогаза" предоплату за март, но вернул её из-за отсутствия дополнительного соглашения к контракту, которое необходимо для начала поставок. 

Киев, в свою очередь, обвинил "Газпром" в невыполнении решения Стокгольмского арбитража и намерен потребовать компенсации убытков. Также Украина заявила о возникновении из-за этого дефицита газа в стране и ограничила потребление топлива. 

Автор: Эльдар Ахмадиев

Источник: Life.Ru, 02.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики