Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Украина с 2016 года переплачивала за реверс»

«Украина с 2016 года переплачивала за реверс»

Константин Симонов — о развитии газового спора Москвы и Киева

Газовая война между Москвой и Киевом разгорается с новой силой. Отправной точкой для нового витка конфликта послужило решение Стокгольмского арбитража — на прошлой неделе он постановил, что «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Российскую монополию такой исход многолетнего судебного разбирательства возмутил. Глава Газпрома Алексей Миллер заявил о намерении разорвать контракты с Украиной. В понедельник он сообщил, что «Нафтогазу» направлено официальное уведомление о начале этой процедуры. Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко написал на своей странице в Facebook, что европейский газ оказался дороже российского в четыре раза, но позже скорректировал оценку — сообщил, что переплата составила 34%. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко.

— Алексей Миллер заявил, что «Газпром» направил официальное уведомление в «Нафтогаз» о расторжении контрактов. Насколько серьезный оборот приобретает ситуация?

— «Газпром» все равно не идет на одностороннее расторжение контрактов, он направил в «Нафтогаз» письмо о начале процедуры — это все-таки очень важный момент. То есть мы, естественно, не прекращаем поставки газа нашим европейским потребителям, в том числе и через территорию Украины. Пока контракты не расторгнуты, то есть «Газпром» не аннулировал эти договора, он лишь обратился в Стокгольмский арбитраж, и, соответственно, проинформировал «Нафтогаз» о том, что процедура расторжения этих договоров начинается. Это процесс небыстрый, и одновременно начнутся переговоры о том, как мы будем жить в новых условиях, потому что эти переговоры все равно бы пришлось начинать. Контракт, напомню, действует до 10 утра 1 января 2020 года, и нам надо определяться, как жить в условиях, когда есть две нитки «Турецкого потока», когда все равно, скорее всего, будут построены две нитки «Северного потока» — это момент довольно важный. Но сегодня Украина остается транзитным государством, поставки через Украину продолжаются. В прошлом году мы более 93 млрд прокачали через Украину, в этом году все зависит от спроса, но, тем не менее, пока мы транзит не останавливаем.

— Одно дело — договорные обязательства перед западными партнерами, другое дело — обязательства перед Киевом и контракты, которые были заключены с «Нафтогазом». Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что Москва должна будет компенсировать Украине переплату за газ, который они сейчас реверсом закупили в Европе. Насколько вероятен такой сценарий?

— Если бы вы мне задали этот вопрос до последнего решения Стокгольмского арбитража, я бы сказал, что абсолютно бесперспективна. Но решение Стокгольмского арбитража показало, что, к сожалению, и в европейских судах довольно странные вещи творятся. Но заявление Витренко довольно странное по многим причинам. Причина первая заключается в том, что Украина не потребляет российский газ еще с ноября 2015 года и этим очень гордится. В этом плане вообще непонятно, почему Украина досадует на то, что Россия не возобновляет поставки, ведь, еще раз повторяю, Порошенко говорил, что это главное достижение его власти — что больше Украина у России газ не закупает. Более того, Порошенко заявлял, что этого не будет никогда. Стокгольмский арбитраж в декабре вынес решение, что Украина должна вернуться к закупке российского газа и закупить 4 млрд минимум, но сама Украина говорила о том, что ей этот газ не нужен. И довольно странно обвинять «Газпром» в том, что он вовремя эти поставки не начал и не вернул предоплату. Второе — «Нафтогаз» все время заявлял, что реверсный газ обходится дешевле, чем российский газ. Мы внимательно вели все время мониторинг этой истории, приводили расчеты, где доказывали, что на самом деле, конечно, если бы Украина продолжала покупать российский газ в 2016 и 2017 году, она бы экономила деньги, и практически во все дни реверсный газ Украине обходился дороже. Именно поэтому, кстати, мы думали, что Стокгольмский арбитраж не примет столь жестких решений по отношению к «Газпрому» хотя бы потому, что Украина, покупая более дорогой газ, доказывала, что она действует не с точки зрения рыночной выгоды, а с точки зрения политической конъюнктуры. И поэтому, когда Стокгольмский арбитраж делает поправку на тяжелую экономическую ситуацию на Украине, — это немного странно, потому что Украина все это время переплачивала за реверс. А теперь Украина признает, что на самом деле европейский газ каким-то чудесным образом оказывается в четыре раза дороже российского. Европейский условный газ, потому что реверсный газ все равно российский по происхождению. И третий момент заключается в том, что я не понимаю, откуда он взял цену в $1 тыс., кому он платил $1 тыс.?

— Я хотел как раз уточнить этот момент. Видимо, господин Витренко поторопился, называя стоимость в четыре раза выше. Он уточнил и написал, что на 34% дороже. Вот похоже на правду?

— Как говорят в одном украинском городе, это две большие разницы — в четыре раза и на 34%. Но суть заключается в том, что действительно цена на европейских хабах выросла после того, как «Газпром» в пятницу заявил, что намерен разорвать этот договор, и обратился уже в арбитраж с началом этой процедуры. Но она, в общем-то, довольно быстро стала падать, потому что самое главное заключается в том, что «Газпром» не прекратил поставки в Европу. И там довольно быстро они осознали, что пока вроде как все-таки к такому серьезному газовому противостоянию, как в 2009 году, когда, напомню, Украина начала несанкционированный отбор газа, и «Газпром» вынужден был перекрыть действительно вентиль европейский, потребители перестали получать газ. Пока этого нет, и «Газпром» разъясняет, что этого пока не будет. Цены даже на хабах упали, не говоря уже о стоимости наших долгосрочных поставок. 

Источник: Коммерсантъ FM, 05.03.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики