Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возможны любые чудеса. Эксперт — о перспективах газового конфликта с Киевом

Возможны любые чудеса. Эксперт — о перспективах газового конфликта с Киевом

Очередной газовый спор между Москвой и Киевом перешел в политическую плоскость, а решение Стокгольмского арбитража в пользу Украины выглядит нелепым.

Теперь Евросоюзу придётся выбирать: или стабильные и недорогие поставки энергоресурсов, или поддержка украинского режима даже себе в ущерб.

«Газпром» начал процедуру расторжения договоров с «Нафтогазом», что стало началом нового витка газового конфликта между Россией и Украиной. Его отправной точкой конфликта послужило решение Стокгольмского арбитража, который на прошлой неделе постановил, что «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» $4,64 млрд за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Теперь «Газпром» подает апелляцию, а украинцы собираются потребовать еще $20 млрд— за заниженный вдвое, по мнению Киева, тариф на транзит российского газа в Европу по украинской территории.

О том, есть ли в решении Стокгольмского арбитража политический подтекст, и не повторится ли энергетический кризис 2009 года, когда Украина начала самовольный отбор газа, АиФ.ru спросил у директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова.

Глеб Иванов, АиФ.ru: — «Газпром» подал апелляцию на решение арбитража, «Нафтогаз» хочет еще $20 млрд. У какой из сторон больше шансов на успех?

Константин Симонов: — Своим решением в пользу Украины Стокгольмский арбитраж поставил под вопрос справедливое решение конфликта. Главная проблема этого спора заключается в том, что арбитраж абсолютно по-разному подошел к контрактам на поставку газа на Украину и на транзит газа через Украину. Украине разрешили не платить штраф за невыполнение обязательств и снизили объем обязательств до конца действия контракта в 10 раз. А «Газпрому» по тем же самым договорам сказали, что он, наоборот, должен заплатить, и обязательства его сохраняются. Возникает вопрос, почему в одном случае штрафов нет и снижение в 10 раз, а в другом случае и штрафы появились, и снижения обязательств не произошло. 

Для чего составляются контракты? Для того, чтобы был предсказуемый сценарий развития событий на определенный период времени. Последние 20 лет Украина нам постоянно устраивала газовые шоу. Вспомните времена, когда контракты заключали на год — каждый год было светопреставление. А январь 2009 года запомнили не только у нас, но и в Европе. Цены на энергию взлетели до небес, они там чуть не замерзли, пока Киев изымал газ из трубопровода. После тех событий и был заключен контракт на 11 лет, чтобы эти 11 лет не было головной боли.

Но, к сожалению, из-за известных событий на Майдане всё пошло наперекосяк. Теперь Украина говорит: «Мы подписали контракт, но считаем его филькиной грамотой». При этом почему-то обязательства «Газпрома» они считают незыблемыми. Мне совершенно не понятно, почему «Газпром» должен выполнять контракт, а «Нафтогаз» на него может наплевать, всячески его править и требовать все новые суммы денег в обход прежних договоренностей?

Второй вопрос — это тарифная ставка за транспортировку газа через Украину. Она была четко прописана в контракте. Теперь Украина приходит и говорит: «Мы тут подумали, тариф был занижен вдвое, дайте нам еще $20 млрд». С точки зрения экономики ситуация выглядит нелепо. Зачем тогда контракт подписывали? Договоры теперь ничего не значат? А Стокгольмский арбитраж эту нелепость поддерживает, что только подрывает доверие к его решениям, потому что суд должен все-таки исходить из контракта, из экономических реалий. И сейчас возникает вопрос: они подходят к рассмотрению дела с юридической точки зрения или с политической? Ответа нет.

Я бы не относился к искам Украины слишком серьезно, если бы не это решение Стокгольмского арбитража. Оно было абсолютно неожиданно и показало, что в мире возможны любые чудеса. 

— Еврокомиссия заявила, что будет посредником в споре между «Газпромом» и «Нафтогазом». Есть шанс, что они вмешаются в ситуацию и она изменится в положительную для России сторону?

— Сейчас идут переговоры о том, как будут выглядеть отношения с Украиной после завершения строительства газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2». И если Украина будет вести себя так, как она ведет сейчас, т.е. с криками «Мы выиграли» требовать от «Газпрома» новые и новые выплаты, пересматривая старые контракты, то она даст «Газпрому» прекрасный аргумент в разговоре с Брюсселем, где сейчас активно спорят, нужно ли одобрять постройку новых газопроводов. Многие считают, что это подорвет экономическую стабильность Киева. То есть часть европейских политиков на полном серьёзе ставят интересы украинцев выше интереса собственных граждан. 

Что они предлагают «Газпрому»? Качать 95 млрд газа через Украину, которая каждый год пересматривает договоры и требует десятки млрд долларов ни с того, ни с сего? Как можно работать с таким партнером? Подобные шаги постоянно ставят под угрозу энергетическую безопасность Европы. Более того, в ЕС это понимают, поэтому и «Северный поток-2» и «Турецкий поток» со скрипом, но идут. Если они будут запущены, то транзит газа разом подешевеет, снизятся цены и на сам газ. А все политические проблемы, связанные с Украиной, мигом исчезнут, потому что между ЕС и Россией не будет никаких транзитных стран и коммерческих споров. 

Поэтому здесь возникает вопрос, по какому пути пойдет Брюссель. По пути страуса, который исходит из того, что Россия «губит прекрасную Украину», поэтому «платите ей транзитные деньги, пусть даже мы будем страдать». Или же все-таки по пути экономической логики. Пока сложно сказать, куда качнется чаша весов, потому что в Европе есть как люди, которые мыслят категориями политики и сдерживания России, так и те, кто умеет считать деньги. 

Автор: Глеб Иванов

Источник: Аргументы и факты, 12.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики