Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейское двуличие: газопровод TANAP показывает абсурдность политики Брюсселя

Европейское двуличие: газопровод TANAP показывает абсурдность политики Брюсселя

Европейское финансирование газопровода TANAP свидетельствует о том, что данный проект важен для Брюсселя в политическом плане – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Для Европы TANAP – это, прежде всего, политика

Отметим, что Европейский инвестиционный банк утвердил выделение кредита в размере 932 млн евро на финансирование строительства газопровода TANAP, который предусматривает транзит азербайджанского газа в Европу.
 
TANAP или Трансанатолийский газопровод будет поставлять природный газ из Азербайджана в Евросоюз через территорию Турции.
 
Планируемая мощность проекта составляет 16 млрд кубов при общих затратах, которые существенно превысят 10 млрд долларов, в результате чего, TANAP выйдет дороже, чем «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
 
Реализация данной программы проходит в рамках политики Евросоюза по увеличению энергетической безопасности и снижению зависимости от продукции «Газпрома», а сам проект является осколком от более амбициозного газопроводного проекта Nabucco.
 
«Естественно, для Евросоюза – это политический проект, и на это указывают сразу несколько объективных факторов – например, когда этот проект появился еще в форме Nabucco, то он сразу получил все необходимые исключения из норм Третьего энергопакета», - констатирует Юшков.

Проект TANAP демонстрирует двуличность энергетической политики Евросоюза

Европейцы здесь полностью закрыли глаза на то, что по этому газопроводу будет идти только азербайджанский газ и заявили, что это дело их совершенно не волнует, что диаметрально отличается от политики Брюсселя в отношении проектов «Газпрома».
 
«На практике TANAP представляет собой точно такой же газопровод, как «Северный поток», «Северный поток-2» или сорванный проект «Южного потока». Одна страна здесь полностью загружает трубу своим газом, но только в отношении России были применены все возможные ограничения, а в отношении TANAP они Евросоюзом в принципе отменены», - заключает Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, это объясняется тем фактом, что азербайджанский газ пока не присутствует в Евросоюзе и европейские власти благоволят данному поставщику, как возможной альтернативе продукции «Газпрома» на своем рынке.
 
«Кроме того, мы прекрасно видим, что этот проект является чрезвычайно дорогим и коммерческие компании вкладываются в него с большой неохотой, из-за чего и возникло это прямое финансирование со стороны Европейского Банка. Все это еще раз говорит о том, что данный проект носит исключительно политический характер», - резюмирует Юшков.

TANAP не станет альтернативой российскому газу на рынке Евросоюза

Другой вопрос, что все эти усилия Евросоюза не сделают TANAP реальной альтернативой российскому газу на европейском рынке, хотя бы из-за того, что у Азербайджана существуют большие проблемы с добычей.
 
В частности, это уже привело к тому, что Баку периодически закупает газ в России для того, чтобы покрыть существующие у него на текущий момент обязательства, поэтому если к ним добавятся еще 16 млрд кубов, то это может привести к тому, что у данной страны просто не хватит газа, и в Европу по этому пути пойдет перекупленная у «Газпрома» продукция.
 
«Конечно, проект слишком дорогой, но экономическая составляющая в нем все же есть – эти 16 млрд кубов не помешали бы европейскому рынку, но они в полном объеме просто не дойдут до Евросоюза. 8 млрд кубов останется в Турции, а затем 1 млрд идет в Болгарию, 1 млрд в Грецию и в 6 млрд в Италию, что очень мало», - констатирует Юшков.
 
В результате, получается, что, во-первых, эти объемы не конкурируют с «Газпромом», во-вторых, этот газопровод будет безвозмездно работать на развитие турецкой экономики, а, в-третьих, чтобы полностью заместить эти объемы – по крайней мере, в первые десять лет, Азербайджану придется периодически совершать закупки в России.

Объемы TANAP не являются обеспеченными

Все это подозрительно напоминает украинскую практику «реверса» газа, и это отлично показывает, что вся эта энергетическая борьба с Россией не только экономически нецелесообразна, но и несет прямой материальный вред ее участникам.
 
«У Азербайджана на сегодня существуют серьезные проблемы с добычей газа – сегодняшние показатели противоречат тем планам, которые существуют у азербайджанского правительства. Там идут провалы по ряду месторождений, а Шах-Дениз не может их полностью покрыть, поэтому заложенные в TANAP объемы банально не являются подтвержденными», - заключает Юшков.
 
Азербайджанцы не теряют надежды на экспорт своего газа, но важным маркером здесь является то обстоятельство, что Баку заключил с «Газпромом» контракт на закупку до 8 млрд кубов газа в год. В прошлом год азербайджанцы закупили у «Газпрома» 6 млрд кубов газа, поэтому не совсем ясно, чей товар в итоге пойдет в Евросоюз.
 
Конечно, здесь можно вспомнить, что TANAP в теории рассчитывает не только на Азербайджан, и что вообще общие объемы поставки газа на завершающих этапах путем строительства компрессорных станций планируется довести до 60 млрд кубов, но все это только прожекты.
 
Взять этот газ, если не брать в расчет Россию, просто неоткуда – по крайней мере, задействованная еще в Nabucco Туркмения здесь отпадает по причине нерешенности международно-правового статуса Каспия.
 
«Поэтому формально TANAP – это диверсификация поставок газа для европейцев, которую они очень хотели, но де-факто это политический проект, чей реальный экономический эффект практически нулевой», - резюмирует Юшков.
 
Все это только подтверждает то обстоятельство, что популизм в экономике ни к чему хорошему не приводит.

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики