Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Неприятное решение: Европа поставит "Нафтогаз" перед фактом "Северного потока-2"

Неприятное решение: Европа поставит "Нафтогаз" перед фактом "Северного потока-2"

Германия выдала разрешение для строительства «Северного потока-2», чем создала знаковый прецедент, к которому теперь могут апеллировать и другие европейские государства, принимая аналогичные решения, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Неприятное решение для Украины 

Украинский «Нафтогаз» раскритиковал решение Германии разрешить строительство российского газопровода «Северный поток-2». Решение Берлина в Киеве назвали неприятным, но прогнозируемым. При этом добавили, что помимо Украины риски «Северного потока-2» для энергетической и национальной безопасности Европы осознают Еврокомиссия, Европарламент, большинство стран ЕС, США, Канада и значительная часть немецкого политического истеблишмента.
 
«Для Украины решение, конечно, оказалось неприятное, потому что выдача Германией разрешения на строительство в своей акватории «Северного потока-2» значительно повышает шансы на реализацию проекта. Хотя ряд рисков все же сохраняется. Один из них связан с возможными санкциям со стороны США в отношение европейсикх компаний, принимающих участие в строительстве.
 
Американцы могут попытаться запретить европейцам финансировать «Северный поток-2» и  оказывать ему услуги, в первую очередь здесь имеются в виду зарубежные трубоукладчики. Другое дело, согласятся ли с запретом компании трубоукладчиков или проигнорируют его. Последний вариант представляется более вероятным, так как работ в США они не ведут», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Прецедент для европейских стран 

Тот факт, что Германия выдала разрешение для строительства «Северного потока-2», создало прецедент, к которому теперь могут апеллировать и другие европейские государства, принимая аналогичные решения, добавляет Игорь Юшков. В течение полугода «Газпром» должен получить похожие разрешения от всех остальных стран, в чьей акватории пройдет газопровод. Единственная загвоздка здесь пока связана с Данией.
 
«Напомню, что Дания изменила свое законодательство под давлением США уже после того, как «Газпром» подал заявку на рассмотрение. Поэтому сейчас они рассматривают заявки не только с точки зрения вреда трубопровода для экологии, но и в контексте институциональных интересов национальной безопасности.
 
С точки зрения экологии проекту невозможно отказать, так как ровно в том же маршруте уже лежит «Северный поток-1» и никакого вреда экологии он не наносит. Самое примечательное, что тот маршрут был выбран исключительно по рекомендации европейских стран. В этой связи всем остальным странам будет сложно отказать «Газпрому», а акваторию Дании российская компания планирует обойти», - добавляет Игорь Юшков.
 
Накануне руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» назвал решение Германии по «Северному потоку-2» последовательным и логичным. Берлин лишний раз подчеркнул, что действует самостоятельно и не реагирует на внешнее давление.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 28.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики