Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В газовой схватке пока побеждает труба

В газовой схватке пока побеждает труба

США увеличили экспорт сжиженного голубого топлива в четыре раза

В 2017 году США вчетверо нарастили поставки за рубеж сжиженного природного газа (СПГ) и скоро попадут на пьедестал крупнейших производителей этого вида топлива. Эксперты уверяют, что в «чистой» экономической конкурентной схватке труба «Газпрома» победит заморский жидкий газ за счет низкой себестоимости.

По данным Управления энергетической информации (EIA), экспорт сжиженного газа из Штатов в 2017 году увеличился до 55 млн куб. м в сутки по сравнению с 14,1 млн в 2016 году. Американцы резко расширили и географию экспортных поставок. Главным покупателем американского газа стала Мексика, а в Азии – Китай и Южная Корея. Европа стала третьим импортером газа из США.  США начали экспортировать сжиженный газ только в 2016 году, когда отправили первый танкер в Бразилию. 

При этом газовые интересы американцев начинают серьезно пересекаться с Россией, поставляющей свыше трети импортируемого Европой трубопроводного газа. Кроме этого, наша страна также наращивает объемы производства СПГ.

Экспортные мощности США выросли с запуском новых проектов в Луизиане и в Мэриленде. Уже в 2018 году США могут еще в 1,5 раза увеличить экспорт СПГ до 83 млн куб. м в сутки. В 2019-м экспорт может увеличиться еще в 1,5 раза. К 2020 году, по оценкам экспертов, США станут третьим в мире экспортером СПГ вслед за Австралией и Катаром.

Нынешний объем мирового рынка составляет около 258 млн т СПГ. Если Катар экспортировал 77 млн т, то США стартовали в 2016 году с 3 млн т, а к 2020-му экспортные мощности США, по прогнозам EIA, возрастут до 80 млн т в год.

Однако российские производители заявили недавно о своих планах, которые по амбициям мало уступают американским. Компания «Новатэк», которая в начале декабря 2017 года запустила линию по производству 5,5 млн т сжиженного газа в год на заводе «Ямал СПГ», планирует, по словам главы компании Леонида Михельсона, производить к 2030 году около 55 млн т сжиженного природного газа, а после 2030-го уже до 70 млн т. Компания планирует инвестировать в проект свыше 700 млрд руб. 27 марта компания сообщила, что открыла для себя еще один рынок – первая партия СПГ была поставлена в Индию.

Отсутствие привязанности к «трубе» дает серьезные преимущества производителям СПГ в гибкости. Так, американцы в 2017 году около 60% газа поставили на спотовый рынок.

«Себестоимость добычи в США составляет около 100 долл. за 1 тыс.  кубометров без доставки в Европу, цена на западной границе Европы – 222 долл., а себестоимость «Газпрома», включая доставку до границы России, максимум около 140 долл., так что перспективы изменения доли экспорта «Газпрома» невелики. Относительной угрозой останется изменение стоимости природного газа на германской границе, сказал «НГ» глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что «Газпром» может потерять свою долю на рынке, только если альтернативные поставщики будут давать более низкую цену. Однако пока «Газпром» продает газ по более низким ценам, чем его конкуренты, особенно поставщики СПГ. «Это связано с тем, что долгосрочные контракты «Газпрома» привязаны к цене на нефть, которая упала в 2014–2015 годах», – объясняет эксперт. Он пояснил, что активное строительство заводов по сжижению газа в разных странах, прежде всего в США и Австралии, создает определенные риски переизбытка предложения. «Однако пока мы видим довольно гибкую реакцию производителей СПГ на изменение цен. Вероятно, если цены снизятся, тогда СПГ-заводы просто будут сокращать производство. Поэтому когда США заявляют о колоссальном увеличении мощностей по сжижению, это не означает, что они столько же будут экспортировать». Эксперт признал, что конкуренция на рынке СПГ возрастает, поэтому можно ожидать небольшого снижения цен и установления большей схожести цен в разных регионах – в частности, в Южной Америке и Азии.

«США заявляли, что зальют весь мир своим газом и, в частности, выдавят Россию с европейского рынка. Но на практике американский СПГ не может конкурировать с «Газпромом» по цене, и почти весь объем СПГ из США уходит на те рынки, где цены выше – в страны Южной Америки и в Азию. Даже если бы весь американский СПГ пришел в 2017 году в Европу, это было бы несопоставимо с российскими поставками. «Газпром» в прошлом году экспортировал в страны дальнего зарубежья 194 млрд куб. м, а весь экспорт США составил около 20 млрд куб. м», – пояснил «НГ» Юшков.

Эксперт не представляет, в какой ситуации американский СПГ в чистой экономической конкуренции мог бы опередить «Газпром». «Поставки американского СПГ в Европу станут рентабельными, только если цены на нефть вдруг вырастут до 100 и более долларов за баррель и цены на газ соответственно пойдут под уровень 350–400 долл. за тыс. куб. м. Но и тогда «Газпром» сможет обойти СПГ из США,  дав клиентам скидки. Именно потому, что у американского СПГ не получается победить российский трубопроводный газ, власти США и предпринимают санкции против российских газовых проектов, торпедируют «Северный поток-2». Они стремятся потеснить российский газ с европейского рынка, чтобы цены выросли и было рентабельно поставлять свой СПГ в Европу. Для этого Вашингтон и использует политические инструменты», – говорит Юшков.

Кстати, в самом «Газпроме» не раз говорили, что не только не боятся, но и приветствуют конкуренцию с другими производителями газа на европейском рынке. Там также исходят из неконкурентоспособности американского СПГ в ЕС. «В настоящее время американский СПГ не отличается высокой конкурентоспособностью на глобальном рынке из-за его высокой себестоимости», – заявили представители «Газпрома» по итогам заседания совета директоров в конце декабря.

«Газпром» не верит не только в агрессивную экспансию американского СПГ на европейский рынок, но и в изменения в мировой газовой отрасли. Там продолжают без энтузиазма прорабатывать проекты расширения СПГ-завода «Сахалин-2» и строительства «Балтийского СПГ». «Наш СПГ будет не нужен в мире до 2022–2023 годов, запускать проекты раньше просто не имеет смысла», – говорили источники, знакомые с позицией газового монополиста.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 29.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики