Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запад предложил Украине деньги в обмен на трубы

Запад предложил Украине деньги в обмен на трубы

Европейская комиссия наконец вняла рекомендациям российской стороны обратить внимание на ту критическую ситуацию, которая складывается в сфере газового транзита на Украине. Дело в том, что уже 7 июля «Нафтогаз» должен осуществить выплату задолженности за поставленный «Газпромом» в первом полугодии газ. Однако в силу достаточно плачевного состояния украинской экономики сделать это будет практически невозможно без внешней помощи. В противном случае Россия оставляет за собой право прекратить поставки газа на Украину, что неминуемо приведет к срыву отопительного сезона в Европе. Поскольку для обеспечения бесперебойного энергетического транзита в Европу российский газ должен быть закачан в украинские подземные хранилища уже в течение ближайших двух месяцев. 16 июля «Нафтогаз Украины» обратился за помощью в ЕС, попросив 4,2 млрд долларов для расчетов за российский газ, поскольку у компании нет средств для продолжения закачки российского газа в подземные хранилища. Украина предложила два варианта разрешения проблемы: либо кампании «Нафтогаз Украины» будет предоставлен кредит со стороны консорциума международных финансовых учреждений в размере около 4,2 млрд долл., либо европейскими компаниями будут закуплены необходимые объемы природного газа для последующего хранения в украинских ПХГ.

Российская Федерация неоднократно давала понять, что не стремится обострять отношения со своим соседом. В России неоднократно отмечали, что готовы выдать Украине кредит на закупку газа, если Евросоюз согласится разделить с Москвой кредитные риски. После некоторых размышлений и неопределенных отговорок ЕС выдвинул свои условия кредитования «Нафтогаза» (поскольку Россия отказалась в одиночку решать потенциальные европейские проблемы за свой счет). Во-первых, по мнению еврокомиссаров, украинским властям не следует пытаться решать свои макроэкономические проблемы за счет получения европейского займа на нужды углеводородного транзита. Представители ЕС сообщили руководству украинского «Нафтогаза», что реальные потребности этой компании в дополнительном финансировании для оплаты российского газа составляют $2 млрд, а не $4,2 млрд, как считает она сама. Во-вторых, европейцы остались верны себе и потребовали в обмен на финансовую помощь предоставление им контроля над газотранспортной системой Украины. Можно не сомневаться, именно это скрывается за дипломатическим оборотом о «необходимости реформирования газового сектора Украины».

Приемлемы ли для России условия, выдвигаемые ЕС?

На этот вопрос в эксклюзивном интервью KM.RU ответил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

— Подробности того предложения, которое подготовил ЕС, видимо, будут известны в ближайшие дни. Но уже сейчас можно сказать следующее. Для России выгодно, что Европа согласилась вмешаться в назревающий газовый конфликт между нами и Украиной. Потому что в противном случае Киев в привычной манере перевел бы все стрелки на Москву и ей пришлось бы напрямую разбираться с Брюсселем. А украинские власти начали бы шантажировать нас такой перспективой по полной программе, как это уже неоднократно происходило.

Раньше логика европейцев была такова: раз у «Газпрома» есть договор о поставке газа на границу Украины с европейскими государствами, то пусть Россия сама с украинским транзитом и разбирается. Наша позиция была противоположной. Напомню, что Владимир Путин много раз говорил о том, что необходимо либо устанавливать совместный (с Европой) контроль над украинской ГТС, либо вместе Россия и ЕС выделяют общий кредит Украине на закачку российского газа в её ПХГ. В противном случае Россия осталась бы без европейских потребителей, а ЕС без российского газа. И вот, как мы видим, Европа согласилась частично профинансировать эту закачку.

Скорее всего, в обмен на кредит европейцы потребуют передачу части контроля над ГТС Украины своим компаниям. Безусловно, это не самый лучший вариант для России. Но его все же можно предпочесть по принципу выбора из двух зол. Кстати говоря, если мы будем продавать газ ЕС на границе с Украиной, то ещё не факт, что после поступления в украинские ПХГ он будет уже принадлежать компаниям ЕС. Здесь может быть много юридических тонкостей. Зато нам выгодно, чтобы транзитный беспредел на Украине закончится. При этом мы тоже имеем все основания претендовать на часть контроля над ГТС Украины. Это, собственно, уже предмет последующих переговоров.

Но самое главное, что, имея дело с европейскими компаниями на Украине, а не с «Нафтогазом», мы решим проблему с воровством нашего газа. Даже сами европейцы признают, что в украинских трубах каждый год «пропадает» около четверти российского газа. Конечно, в идеале хорошо было бы поднять тему оплаты украинских долгов за счет передачи нам прав собственности на ГТС. Но, как показывает история последних лет, нам вряд ли удастся продавить такое решение вопроса. Наконец, необходимо учитывать, что Россия рано или поздно реализует свои главные энергетические проекты — «Северного» и «Южного потоков» в обход Украины. И тогда проблема украинского транзита вообще потеряет свою актуальность. В любом случае, тот расклад, который нам предлагают европейцы, лучше, чем ситуация, когда украинские власти нам каждый год повторяют одно и то же: «Ребята, ваш газ куда-то пропал, так что идите дальше».

Источник: Fintimes.ru, 01.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики