Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поворот нефтяных рек

Поворот нефтяных рек

У нефтяного причала построят питомник для моллюсков и форели. Приморск станет вторым портом России, где для контроля чистоты воды будут выращивать «маркерные» аквакультуры

Акваполигон – «вишенка на торте» большого проекта по повороту российских нефтяных рек из Прибалтики.

- Здесь у нас зона искусственных рифов. На них вырастут водоросли, а рядом в садках начнем разводить рыб и моллюсков.

Глубина акваполигона – от 6,5 до 14 метров, – мы идем по причалу с генеральным директором ООО «Транснефть – Порт Приморск» Максимом Кудиновым, который рассказывает мне о планах по развитию акватории.

- Первым был порт Козьмино, конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. В 2010 году в Козьмино начали выращивать морских гидробионтов. Сначала - морских гребешков, потом подселили тихоокеанских мидий и ламинарию японскую. Приморск – это уже второй экополигон «Транснефти», где чистоту воды в нефтеналивном порту контролирует сама природа, – продолжает Кудинов.

От Владивостока до Балтики

В Приморске опыт Козьмино решили повторить в еще большем масштабе и с научным обоснованием – идет разработка научно-исследовательской программы по применению аквакультур для экомониторинга всего Финского залива в зоне влияния объектов «Транснефти». Внимание к экологии диктует расположение порта в одном из красивейших мест побережья с уникальной фауной и флорой.

В летописях первое упоминание о поселении Берёзовское, так ранее именовался Приморск, относится к 1268 году. Сейчас об этом напоминает Березовый (Бьеркский) архипелаг – десяток островов в 2-3 километрах от берега. Острова защищают прибрежную зону от яростных балтийских штормов. На островах создан заказник “Березовые острова” – особо ценный природный объект, охраняемый международной Рамсарской конвенцией. Здесь водятся лоси, лисы, зайцы, американские норки, белки, около 210 видов перелетных птиц. В мелководных бухтах нерестятся щука, судак, лещ, окунь, сиг, а в ручьях – форель.

До войны здесь были дачи состоятельных финнов. До сих пор летом население Приморска (около 5,5 тыс. человек) удваивается за счет дачников.

- С самого начала строительства порта экологии уделили особое внимание. Очистные сооружения поверхностных, сточных и технологических вод заработали вместе с нефтяным терминалом в 2001 году. Одновременно были реконструированы очистные сооружения в самом Приморске и повышены требования к экологии стоков портовых предприятий города, – рассказывает Максим Кудинов.

Капитаны заходящих в порт танкеров первыми оценили жесткие требования к балластной воде. Вода может забираться только в определенных точках Северного и Балтийского морей и только в отдельные от нефти емкости. Капитаны обязаны сообщать координаты точек забора балластной воды. Слив из танкеров только чистой морской воды и строгие требования к очистке стоков привели к тому, что содержание нефтепродуктов в проливе Бьёркезунд, разделяющем Приморск и Березовый архипелаг, снизилось более чем в три раза – с 0,6 мг/л до 0,018 мг/л.

– Вода вдоль порта чистая, не хуже, чем на пляжах самого Приморска, – смеется дачник Александр Мишура. – Тут рядом с портом летом вместе с нами купаются и жители поселка, и работники порта…

Нефтяные танкеры не помеха

- Почему для контроля чистоты портовой воды была выбрана ламинария, водоросль с Дальнего Востока? – тираню я руководителя программы «Экомониторинг» Семена Пигарева. «Понимаете, мы изначально выбирали виды, особенно чувствительные как к кратковременным флуктуациям загрязнений, так и накопленным за длительный период. Ламинария идеально для этого подходит», – объясняет Пигарев.

После того, как все «шишки» по экологии акватории, что бы ни было их причиной, стали прилетать в «Транснефть», госкомпания стала мониторить акваторию не только у принадлежащих ей объектов, но и во всем порту. Система быстрого контроля и реагирования получилась настолько удачной, что ее сегодня применяют и в других портах страны. Результат не замедлил сказаться – во всех морских портах России быстро восстанавливаются характерные для них экосистемы, возвращаются на привычные места обитания флора и фауна.

Заселение акваполигона в Приморске нефтяники начнут с зеленых водорослей (Cladophoraglomerata), двустворчатых моллюсков (Dreissenapolymorpha) и лососевых (кумжа и форель). Потом у причалов начнет плескаться знаменитый балтийский сиг (Сoregonuslavaretus) и корюшка (Osmeruseperlanus). В перспективе будет полностью восстановлено число популяций рыб традиционной морской фауны финского побережья.

– Финский залив – комфортное место для рыбы и водорослей. Вода достаточно холодная для повышенного содержания кислорода, который беспрепятственно проникает в воду и зимой - залив в основном не замерзает. Здесь много подводных камней на мелководье, на которых закрепляются водоросли, – рассказывает сотрудник ООО «Транснефть – Порт Приморск» Алексей Крючков. – Когда-то залив, Ладожское, Онежское и множество других озер вдоль побережья были полны рыбой. Мы сейчас не представляем, насколько богатые были здесь уловы. В позапрошлом веке в Неве без проблем ловили белорыбицу к столу архиепископа. Акваполигон «Транснефти» в порту позволит не только вести тонкий мониторинг загрязнений, но и отработать методы промышленного выращивания рыбы для восстановления биокультурного богатства Финского залива.

– Мы ожидаем значительный эффект для акватории от работы полигона, – говорит Максим Кудинов. – До сих пор все, что связано с нефтью и нефтепродуктами, воспринимается как нечто, загрязняющее окружающую среду. Форель, сиг и корюшка, выращенные и выловленные в акватории Приморска, для экологов и жителей Питера убедительнее любых слов.

"Тайна проекта "Север"

Для экомониторинга акватории Приморска будет расширяться перечень и ареал аквакультур, а параллельно будет идти модернизация порта – конечной точки проекта «Север» – направление потоков нефти и нефтепродуктов из прибалтийских стран в российский порт.

За два года мощности порта по перевалке нефтепродуктов значительно увеличатся, а экспорт нефти сократится.

В 2017 году объем перевалки через Приморск составил 44 млн тонн нефти и 15,9 млн тонн нефтепродуктов. В 2018 году планируется экспортировать 34 млн тонн нефти и 18,3 млн тонн дизеля. Планы на 2019 год –31 млн тонн нефти и 19,8 млн тонн нефтепродуктов, на 2020 год – 31 млн тонн и 23,9 млн тонн соответственно. Увеличить экспорт дизельного топлива поможет подключение к проекту «Север» в 2018 году татарстанских заводов ТАИФ и ТАНЭКО.

– Экспорт дизельного топлива значительно выгоднее для государства, чем экспорт сырой нефти, – говорит независимый эксперт ТЭК Иван Басурмин.

– Одна экспортная тонна нефти приносит сейчас бюджету доход примерно $370, а тонна дизеля европейского стандарта – $390. И это при том, что вывозные пошлины на нефть с 1 марта составили $119,5 за тонну, а на светлые нефтепродукты – $35,8. Вместе с проектом «Север» «Транснефть» реализует проект «Юг», по которому к 2020 году в порт Новороссийска будет перекачиваться до 11 млн тонн дизельного топлива. Эффект для бюджета от этих двух проектов составит дополнительно сотни миллионов долларов, – объясняет Басурмин.

Идея проекта «Север» возникла сразу после распада СССР, параллельно с проектами БТС-1 и позже БТС-2, когда портовая инфраструктура советской державы осталась на территории Прибалтики.

Латвийский Вентспилс был крупнейшим балтийским портом СССР, и не только для экспорта нефти и нефтепропродуктов. Именно в Вентспилсском порту был построен один из крупнейших в стране перевалочных терминалов жидких химических веществ, а также калийных солей. И когда бывшие республики, а ныне независимые страны Балтии, стали усиливать экономический нажим на Россию, страна решила наращивать мощности собственных балтийских портов.

В первую очередь, была увеличена мощность порта Санкт-Петербурга, но его невозможно было расширить до необходимых размеров – порт находится в черте города.

- Нам надо было формировать новые портовые комплексы, которые могли бы выполнять функции, ранее принадлежавшие портам Балтии, – комментирует эксперт санкт-петербургского аналитического бюро Михаил Соловьев. – Однако еще долгие годы Россия продолжала кормить прибалтийскую экономику, притом что прибалты не забывали при каждом удобном случае «пнуть» нас в угоду своим западным партнерам».

События на Украине и политические заявления властей прибалтийских государств придали России ускорение к переориентации грузопотоков на собственные порты. Последовал указ президента Владимира Путина в 2015 году, где был обозначен приоритет развития отечественной транспортно-логистической инфраструктуры и отказ от услуг транзитных стран — украинских портов на Черном море и портов Литвы, Латвии и Эстонии на Балтике. Зависимость России от транзитных стран была осознана как угроза национальной безопасности, и преодоление этой зависимости стало стратегическим приоритетом.

Проект «Север» явился логическим продолжением стратегической линии на развитие собственных портовых мощностей.

Прибалты очень болезненно отнеслись к появлению Приморска. Латвия даже пыталась заставить Россию возобновить поставки нефти в Вентспилс через Европейскую комиссию.

С развитием порта Приморск и реализацией проекта «Север» появилась возможность увеличить транзит нефтепродуктов и с белорусских заводов. Но здесь возникли противоречия с Минском.

- Мы в Беларусь поставляем нефть по льготной цене, без экспортной пошлины, соответственно, мы имеем основания рассчитывать на приоритет в транзите нефтепродуктов на экспорт через нашу систему, – комментирует ведущий специалист Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Почему они не хотят грузить для нас свои потоки, это вопрос разбирательства на уровне двух президентов. Наш президент публично выступил с идеей переориентации прибалтийских потоков, в том числе и тех, что идут через Беларусь.

Белорусы, в свою очередь, начинают говорить, что им невыгодно - очень высокие железнодорожные тарифы. Но я думаю, что это не проблема тарифов. Они ведь до сих пор не могут сказать, какой объём могут через нас прокачивать. Соответственно, мы не можем посчитать экономику и установить тариф».

Но поворот нефтяных потоков в Балтийском регионе состоялся. Результат уже понятен.

После Приморска мы летим в Усть-Лугу - еще один крупный нефтяной терминал - Усть-Луга, построенный «Транснефтью» шесть лет назад на российской Балтике.

Перевалка нефти через Усть-Лугу стала возможна после запуска БТС-2. C момента начала загрузки танкеров в марте 2012 года грузооборот нефтебазы «Усть-Луга» увеличился вдвое. В 2016 году через порт прошли 30,1 млн тонн нефти, в 2017-м – 32,7 млн тонн. А проект второй очереди БТС-2 расширяет пропускную мощность Усть-Луги до 38 миллионов тонн. Всего начиная с 2012 года отсюда экспортировано около 150 млн тонн нефти. Две мощные наливные насосные станции позволяют вести одновременный налив нефти в танкеры на двух причалах.

Грузооборот российского нефтяного конкурента на Балтике – Вентспилсского порта – стагнирует. В 2015-м году он составил 22,5 млн тонн, в 2016-м – 18,8 млн тонн, в 2017-м – 20,04 млн тонн. А еще пять лет назад, в 2012-м году через Вентспилс переваливалось 30,3 млн тонн грузов. Значительно снизился объем транзита через Вентспилс нефтепродуктов и каменного угля, поставки которых шли в основном из России. Одновременно с этим рос грузооборот портов Балтийского бассейна России (Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). За 2016-2017 годы он увеличился на 7,2% – почти на 17 млн тонн, достигнув цифры в 247,5 млн тонн.

Задача выполнена, принципиальный поворот нефтяных потоков в Балтийском регионе состоялся.

P.S. Строительство полигона аквакультур начнется в 2019 году. А через три года на петербуржцев свалится изобилие морепродуктов.

Автор: Саша Солярик

Источник: Комсомольская правда, 04.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики