|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша срывает «Северный поток-2», чтобы освободить Европу для американского газа Польша срывает «Северный поток-2», чтобы освободить Европу для американского газаБорьба сторонников и противников проекта «Северный поток-2» находится в самом разгаре. Германия, Австрия, Венгрия и Чехия все чаще говорят о необходимости реализации проекта, в то время как Польша открыто выступает против него. Однако, если присмотреться к аргументам Варшавы, становится ясно, в чьих интересах она действует на самом деле. Долгие годы Россию обвиняли в политизации энергетики. Мы постоянно слышали, что Москва использует «нефтегазовую дубинку», «энергетическое оружие», и что Владимир Путин – то ли «король ОПЕК», толи царь всей мировой энергетики («Putin is now the world’s energy czar»). Все попытки российских политиков и представителей компаний разъяснить нашим западным партнерам, что мы зависим от покупателей углеводородов не меньше, чем они от нас, что мы хотим честных рыночных отношений, воспринимались и продолжают восприниматься со скепсисом. Более того, в последние годы на практике мы видим совершенно обратную ситуацию. ЕС и США используют энергетику в политических целях: был введен запрет на финансирование российских нефтегазовых компаний, запрет на сотрудничество в проектах на шельфе и при добыче трудноизвлекаемой нефти. В последнее время ужесточилась борьба против российского проекта «Северный поток-2». Этот газопровод пройдет по дну Балтийского моря от России до Германии и будет прокачивать 55 млрд куб. м газа ежегодно. США, рассчитывающие увеличить экспорт СПГ, хотят сорвать реализацию проекта «Северный поток-2» для того, чтобы расчистить европейский рынок для собственного газа. Об этом откровенно написано в американском законе о санкциях против РФ. В настоящее время американский СПГ уходит на рынки Азии и Южной Америки, так как там экспортеры могут получить большую прибыль, чем при поставках в ЕС. Значит, нужно сократить поставки дешевого российского газа на европейский рынок. Последующий дефицит повысит цены, и американским компаниям будет рентабельно поставлять свой СПГ на рынок ЕС. Одну из ключевых ролей в данной истории американские политики отводят Польше. Варшава открыто выступает против «Северного потока-2», апеллируя к экономическим причинам. Ведь, несмотря «нормальность» антироссийской риторики на Западе, явно отказываться от теорий открытого рынка, свободной торговли и прочих европейских ценностей все еще неприлично. Но, если присмотреться к этим экономическим аргументам Польши против строительства «Северного потока-2», окажется, что они полностью несостоятельны. Польские политические лидеры и руководители государственной энергокомпании PGNiG часто используют два противоречащих друг другу тезиса. Первый: нельзя допустить строительство «Северного потока-2», так как это приведет к росту зависимости Европы от российского газа. Этот тезис предполагает, что после запуска газопровода европейцы будут закупать больше российского газа, а значит, доля Газпрома на европейском рынке газа возрастет. Т.е. «Северный поток-2» будет прокачивать газ, закупаемый по новым, дополнительным контрактам Газпрома и европейских компаний. Получается, что действующие контракты сохранятся, и Украина продолжит быть крупным транзитером. Но последний аспект никто не озвучивает. Второй: после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» по нему пойдет тот газ, который сейчас проходит транзитом через Украину, а значит, Киев лишится доходов, и экономика рухнет. Противоречие с первым аргументом заключается в том, что тут никаких новых контрактов Газпрома с европейскими структурами не заключается, а значит, зависимость Европы от российского газа не растет. Показательно, что отдельные польские политики, например, депутат Европарламента от Польши Ядвига Вишневская умудряются перечислить оба указанных аргумента в одном интервью. В реальности ближе к истине сторонники второго аргумента. Газпром не скрывает, что газопроводы «Северный поток», Северный поток-2» и «Турецкий поток» должны дать ему возможность выбирать маршрут доставки газа европейским потребителям. Сейчас Украина остается безальтернативным транзитером российского газа. В 2017 г. через нее прошло 93,5 млрд куб. м газа, притом, что все другие газопроводы были максимально загружены (по «Северному потоку» прошел 51 млрд куб. м газа из 55 возможных по ограничениям самого ЕС). Кстати, даже если Газпром построит «Турецкий поток» (мощность 31,5 млрд куб. м в год) и «Северный поток-2» (55 млрд куб. м) и дозагрузит «Северный поток», через Украину нужно будет продолжать качать примерно 3 млрд куб. м (при сохранении спроса на газ в Европе на уровне 2017 г). В целом возникает вопрос, почему Россия должна обеспечивать гарантированное наполнение украинского бюджета? Даже если абстрагироваться от всех процессов, происходящих в наших отношениях, Газпром должен ориентироваться на экономические показатели. А они таковы: маршрут через Балтийское море короче, чем через Украину, за поставки по России и морскому участку концерн будет платить по сути сам себе, а не государственному «Укртрансгазу», как в случае с украинским маршрутом. Кроме того, «Нафтогаз» неоднократно намеревался поднять тариф на прокачку российского газа и недавно подал иск об этом в Стокгольмский арбитраж. Таким образом, Польша, и другие противники «Северного потока-2» отказывают России в праве диверсифицировать маршруты доставки своего газа на рынки сбыта. Для Газпрома же строительство нового газопровода является вопросом надежности выполнения своих коммерческих контрактов. Украинская ГТС десятилетиями была недофинансирована, и сейчас желающих вложить в ее модернизацию около $10-12 млрд не находится. А значит, в будущем пропускная способность будет сокращаться, а количество аварий – увеличиваться. В среднесрочной перспективе сохранение транзита газа через Украину позволит США и Европе минимизировать свои субсидии Киеву, ведь деньги ему будет давать Газпром. А в долгосрочной перспективе отсутствие обходных газопроводов приведет к сокращению поставок российского газа в Европу (пропускная способность будет сокращаться по причинам старения, а других маршрутов не будет). Цены на газ при этом вырастут, и американским компаниям будет выгодно поставлять сюда газ – все как написано в августовском законе о санкциях. Ситуацию спасает противовес Польше в виде Германии, Австрии, Венгрии, Чехии и ряда других стран, бизнесмены и политики которых все чаще говорят о необходимости реализации проекта. Таким образом, мы видим разгар борьбы сторонников и противников проекта «Северный поток-2». Более того, данный кейс становится примером борьбы экономической и политической логики в действиях государств, декларирующих свою приверженность европейским ценностям. Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ Опубликовано: Евразия.Эксперт, 05.04.2018 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|