Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕК на двух стульях: как ЕС пытается балансировать между "Северным потоком-2" и Украиной

ЕК на двух стульях: как ЕС пытается балансировать между "Северным потоком-2" и Украиной

Заявления Еврокомиссии о поддержке позиции Украины по "Северному потоку-2" не имеют значения, потому что решение должны принимать законодатели Евросоюза, а они занимают другую позицию. Об этом рассказал ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
Евросоюз и Еврокомиссия в частности не будут поддерживать проект "Северный поток-2", сообщил глава директората ЕК по энергетике Доминик Ристори.  "Мы считаем, что "Северный поток" не содействует диверсификации поставок и диверсификации маршрутов поставки. Соответственно, если он будет построен, он не будет поддержан со стороны ЕС и со стороны ЕК, в частности", — сказал Ристори на брифинге в Киеве.
 
При этом Еврокомиссия поддержит Украину в переговорах с Россией о заключении нового контракта на транзит газа. "Мы будем предоставлять поддержку Украине в переговорах по транзиту после того, как закончит действие текущий контракт, то есть с 2020 года… возможно, в трёхстороннем формате", — сказал чиновник. 

Просто слова

Ничего нового в словах еврочиновника нет, отмечает Станислав Митрахович.
 
"Еврокомиссия хочет расширить применение так называемой газовой директивы Евросоюза, нормы права, регулирующей вопросы в этой области - распространить, в том числе, на "Северный поток-2". Известно, что ЕК считает, что ее полномочия - регулировать даже те газопроводы, которые идут не по территории Евросоюза. Это их давняя позиция. Россия не видит смысла вести переговоры с Еврокомиссией по этому вопросу, так как полагает, что это не входит в юрисдикцию ЕК. Зона полномочий Еврокомиссии - вопросы, касающиеся функционирования газопроводов на территориях стран Евросоюза, а не вне их", - сказал эксперт.
 
Для того изменений законодательства Евросоюза недостаточно усилий одной только Еврокомиссии, являющейся институтом исполнительной власти. А против ее планов по расширению применения газовой директивы выступает Совет ЕС, где представлены позиции национальных правительств.
 
"Совет - ключевой орган Евросоюза, именно он вводил санкции против России, и именно его согласие нужно для того, чтобы расширить газовые директивы. Так что Еврокомиссия может ездить в Киев и говорить, чего она хочет, но пока ее не поддержит Совет, все это просто слова", - отметил Митрахович

Никаких трехсторонних форматов

Что касается трехсторонних переговорах, которые так рекламирует Еврокомиссия (в составе - ЕК, Украина, Россия), то Москва от этого формата отказалась уже давно, так как не считает нужным. 
 
"Мы будем вести переговоры с ЕК по тем газопроводам, которые будут брать газ из "Северного потока-2" и идти в Германию. А по самому "Северному потоку-2", который идет не по территории стран Евросоюза, мы говорить с Еврокомиссией не намерены, потому что это не их дело.. Этот вопрос должно регулироваться не правом Евросоюза, а международным правом, в частности, Конвенцией по морскому праву от 1982 года. Это позиция российских властей и она не меняется", - пояснил эксперт ФБА "Экономика сегодня". 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 06.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики