Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В нефтегазовую отрасль пришёл Интернет вещей (аудио)

В нефтегазовую отрасль пришёл Интернет вещей (аудио)

Гость Владимира Аверина в студии "Вестей ФМ" – гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.

СИМОНОВ: Вы правильно говорите, что, в общем-то, не являются секретом наши достижения. Но об этом лишний раз всегда приятно напомнить, потому что, вы знаете, что у нас большое количество желающих рассказать про то, что ТЭК – это гиря на ногах нашей экономики, она нас тянет вниз, надо побыстрее от неё избавиться, и никаких там достижений нет.

АВЕРИН: Про гирю я потом ещё спрошу.

СИМОНОВ: И всё-таки, когда вы имеете дело с отраслью в целом… Новак в целом говорил про, собственно, ТЭК, про топливно-энергетический комплекс, назвав цифру в 3,5 триллиона. То есть когда вы говорите про отрасль, которая инвестирует 3,5 триллиона в экономику, потому что это же заказы, всё равно они зачастую размещаются на российских предприятиях, это конечно довольно серьёзный момент. И я постоянно говорю и буду говорить, что современный нефтегазовый комплекс и топливно-энергетический комплекс в целом – это на самом деле не примитивная, а довольно сложная отрасль, и даже несколько отраслей, где используются и современные технологии и та же знаменитая цифровая экономика, о чем мы все мечтаем. Вот добыча сланцевой нефти – это в чистом виде цифра, потому что там идёт обсчёт пласта, и поскольку там используется постоянное бурение горизонтальное, то как раз математические модели этого пласта являются важной часть экономии на затратах. То есть в этом плане это современная отрасль, которая полностью вписывается в цифровизацию. У нас, кстати, сейчас скважины подключаются к Интернету, то, что называет Интернет вещей. Т есть в этом плане не надо противопоставлять нефтегаз прогрессу. Вот это опасное заблуждение.

Что касается вашего вопроса, кто же эти инвесторы. Собственно, не является секретом, кто у нас доминирует в топливно-энергетической промышленности. Ну, понятно всё равно, что у нас в ТЭК есть нефть и есть газ, и это всё равно, как ни крути, основа этой индустрии. Ну, я думаю, что компании, которые доминируют в нефтяной отрасли, вам известны, и компании, которые доминируют в газовой отрасли, можем их напомнить. Там Роснефть, Лукойл, Газпром-нефть, Сургутнефтегаз – основные компании, которые работают в нефтянке. Соответственно, Газпром доминирует в газовой индустрии, там также присутствует Новатэк, и многие нефтяные компании являются одновременно и газовыми.

Ну, вы знаете на самом деле у нас интересная история, связанная с тем, что вот если мы берём углеводороды, нефтяная, газовая и угольная отрасли они пошли разными путями абсолютно. Нефтяная индустрия была ещё разделена в 92 году на несколько вертикально интегрированных нефтяных компаний, и государство себе оставило, ну в начале, систему газопроводов, создав компанию Траснефть – тоже, кстати, довольно крупный инвестор на самом деле. И потом там государство возвращалось, вот скажем, Роснефть сегодня государственная компания, добывает 40% нашей нефти. Но, тем не менее, модель была создать несколько крупных вертикально интегрированных компаний, оставив у государства транспортировку. В газовой отрасли пошли другим путём: там сохранили единую крупную компанию, которая в себе сочетает и добычу и транспортировку. Я имею в виду компанию Газпром. Угольная отрасль вообще полностью частная, и до сих пор частная. И государство туда не вернулось. Она представлена частными игроками, там СУЭК и другие игроки. То есть, видите, разные модели были использованы, но и каждая отрасль на самом деле определёнными успехами похвастаться может.

Полностью слушайте в аудиоверсии. 

Источник: Вести ФМ, 29.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики