Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

"Газовая боль" Меркель: у Европы есть два варианта балансирования между "Северным потоком-2" и украинским транзитом

Говорить о политических факторах при реализации «Северного потока-2» Меркель начала уже после того, как Берлин дал «Газпрому» разрешение на строительство. Теперь для сохранения украинского транзита Германия либо вынуждена будет ввести санкции против проекта, либо увеличить закупки российского газа, считает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Политические факторы "Северного потока-2"

На совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко канцлер Германии Ангела Меркель сегодня впервые обозначила роль политических факторов в реализации проекта по строительству трубопровода «Северный поток – 2». По ее словам, без ясности по поводу роли украинского транзита, проект невозможен, в связи с чем и сам «Северный поток-2» нельзя назвать чисто экономическим проектом. 
 
«Позиция Меркель довольно интересна, потому что подобные заявления она начала делать уже после того, как власти Германии выдали все разрешения на строительство «Северного потока-2». По большому счету от Германии здесь уже ничего не зависит – разрешения получены и отыграть их назад получится только в случае введения политических санкций в отношение «Северного  потока-2».
 
Но так как санкций против газопровода пока не рассматривается, то европейские страны продолжают действовать в соответствии с национальным законодательством. Сейчас они имеют возможность в течение года рассмотреть заявку «Газпрома» на прокладку газопровода с точки зрения экологических норм», - объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Украинский транзит зависит от Европы 

А так как Газпром не нарушает экологические нормы, то можно либо утвердить проект, как это уже сделали Германия и Финляндия, либо задним числом внести изменения в национальное законодательство, как это сделал Дания. В данном случае, что бы Меркель ни говорила о политической подоплеке, никаких новых решений от Германии ждать не стоит, уверен Юшков. Подобными заявлениями Меркель скорее беспокоится о репутации Германии как страны, которая отнимает транзит у Украины, а значит вредит ей.
 
«Кроме того, глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в прошлом году заявлял, что на Украине останется 10-15 млрд кубов транзита. Иными словами Россия гарантирует сохранение транзита и какой-то минимальный объем. Но во многом эти гарантии зависят от объема поставок газа в Европу - чем больше европейские страны будут потреблять российского газа, тем больше транзита пойдет через Украину.
 
Например, в 2017 году через Украину прошло 93, 5 млрд, а все суммарные мощности альтернативных украинскому маршруту газопроводов, среди которых «Северный поток», а также еще строящиеся «Северный поток-2» и Турецкий поток», дают 90,5 млрд кубов. При сохранении прошлогодних объемов поставок остаются еще 3 млрд, которые можно пустить только через Украину. При текущем спросе на газ в Европе, необходимость в украинском транзите сохранится, а если европейцы будут увеличивать закупки у России, то и объемы украинского транзита начнут расти», - отмечает Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики