Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские мотивы: Меркель призвала учитывать интересы Киева при реализации «Северного потока — 2»

Украинские мотивы: Меркель призвала учитывать интересы Киева при реализации «Северного потока — 2»

Для реализации проекта «Северный поток — 2» необходимо определить будущую роль Украины в качестве государства — транзитёра газа. Об этом канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила на совместной пресс-конференции с украинским лидером Петром Порошенко. При этом ранее она подтвердила согласие Германии на осуществление строительства — разрешение на прокладку трубопровода на территории страны Берлин выдал в конце марта. В «Газпроме» подчеркнули, что не отказываются от транзита через Украину, однако Киев должен обосновать его экономическую целесообразность. По мнению экспертов, большую часть ответвлений газопровода в стране придётся ликвидировать.

Проект «Северный поток — 2» невозможен без определения будущей роли украинского транзита. Об этом заявила канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко. По её словам, в разговоре с российским лидером Владимиром Путиным она заявила о недопустимости потери Украиной роли страны — транзитёра газа.

«Я указала, что реализация проекта «Северный поток — 2» без ясного понимания будущей роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможна», — заявила Меркель. 

Между тем в понедельник, 9 апреля, Меркель и Путин в ходе телефонного разговора подтвердили свои позиции по реализации проекта.

«Подтверждена позиция России и Германии в отношении реализации крупного взаимовыгодного проекта в газовой сфере — «Северного потока — 2», — говорится в сообщении, опубликованном пресс-службой Кремля.

При этом даже после открытия «Северного потока — 2» определённые объёмы газа будут проходить через территорию Украины, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«По меньшей мере это порядка 15-20 миллиардов кубометров — даже в случае полной реализации «Северного потока — 2». Просто для тех государств, которые сопредельны с Украиной, выгоднее всё равно поставлять газ через территорию Украины — это самый оптимальный маршрут», — отметил в беседе с RT эксперт.

В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что транзит через Украину сохранится в объёме 10-15 млрд кубометров. Такую же цифру назвал и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита. Но российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объёмах. Поэтому определённый транзит вполне может сохраниться — в объёме 10-15 млрд кубометров в год. Но украинская сторона должна обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит», — цитирует Миллера ТАСС. 

По словам Пикина, те объёмы, которые поставлялись в прошлом году, превышают потенциальные объёмы «Северного потока — 2», поэтому украинский транзит будет играть роль дополнительного газопровода.

«И в зависимости от спроса эта роль будет либо больше, либо меньше… Другой вопрос, позволят ли эти объёмы обеспечивать необходимый уровень технического состояния газопровода», — заметил эксперт.

«Евросоюз не готов быть пожизненным спонсором» 

Ранее Порошенко призвал Германию отказаться от участия в проекте, который, по его мнению, является политическим инструментом Москвы. Украинский лидер утверждает, что с помощью «Северного потока — 2» Россия собирается организовать экономическую и энергетическую блокаду Украины.

Однако заявление Меркель по поводу украинского транзита не стоит рассматривать как отказ от проекта, уверен Пикин. По его мнению, канцлер говорила только о роли Украины.

«А если читать между строк, то вопрос, скорее, в дальнейшем финансировании страны, потому что Евросоюз не готов быть её пожизненным спонсором. Это не заявление против проекта, а вопрос к развитию экономики Украины», — отметил он. 

Напомним, 27 марта Германия выдала разрешение на строительство «Северного потока — 2». Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии (BSH) сообщило, что не увидело препятствий для удовлетворения запроса о прокладке трубопровода.

На этом фоне неясно, как Германия намерена определять «роль Украины», отмечает Юшков. Он предложил бы Киеву выбрать один маршрут, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, ликвидировав остальные газопроводы.

«Тем самым они не будут распылять средства и будут нормально оказывать услуги по транзиту», — подчеркнул Юшков в разговоре с RT.

По его словам, украинцы могут либо направлять газ в Молдавию и Румынию, либо использовать газопровод, который идёт в сторону Австрии, одновременно сохранив газохранилища на западе Украины.

Новый формат 

На пресс-конференции Меркель также затронула вопрос переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе. Канцлер Германии не исключила возможности встречи лидеров ФРГ и Украины с Эммануэлем Макроном в мае. В то же время она подчеркнула, что такое мероприятие не вписывается в рамки нормандского формата.

«Украинский президент будет находиться в Ахене. Возможно, состоится короткая встреча. Мы говорили об этом — я и президент Макрон. Но это, конечно, не нормандский формат, потому что в нормандский формат входят четыре человека. А российский президент не приедет в Ахен», — цитирует Меркель РИА Новости. 

Ранее Путин и Меркель, обсуждая ситуацию на юго-востоке Украины, подчеркнули важность соблюдения участниками конфликта пасхального перемирия и договорились продолжить совместную работу по урегулированию кризиса в ходе переговоров стран «нормандской четвёрки».

О возможной встрече «нормандской четвёрки» без российского президента ранее сообщили источники газеты «Коммерсантъ». В то же время собеседники издания дали понять, что решения по Донбассу вряд ли будут приниматься тремя сторонами. 

Авторы: Илья Соколов, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова

Источник: RT, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики