Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финские ворота в ЕС

Финские ворота в ЕС

Ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович — о том, какие перспективы открываются у «Северного потока-2» после одобрения его строительства Хельсинки

Скептики в отношении российско-европейской кооперации, в том числе и в особенности кооперации в энергетике, а также вообще противники масштабного сотрудничества Европы с современной Россией считают, что уровень конфликтности политической конъюнктуры не даст возможности реализовать «Северный поток–2». Впрочем, факты до сих пор противоречат этим прогнозам. Одним из очередных аргументов в пользу России стало решение правительства Финляндии разрешить строительство «Северного потока–2» в своей исключительной экономической зоне. Вчера же Агентство по региональному управлению Южной Финляндии выдало проекту «Северный поток–2» разрешение на использование финских вод для строительства газопровода. Через них пройдет 374 км «Северного потока–2» из общей планируемой протяженности газопровода в 1220 км.

Разрешение от Финляндии поступило сразу после одобрения проекта Германией, которая выигрывает от «Северного потока» и является его прямым проводником. Хельсинки традиционно, еще со времен холодной войны настроен мягче к Москве, чем Стокгольм и Копенгаген, предпочитая получать выгоду от кооперации с СССР и Россией, а не конфликтовать из-за идеологизированных и спекулятивных мотивов «западной солидарности».

В сфере энергетики конструктивность позиции Финляндии в отношении России проявляется особенно ярко. Помимо «Северного потока–2» стоит отметить тот простой факт, что Финляндия на 100% зависит от импортируемого из России газа. В 2017 году «Газпром» поставил в Финляндию 2,36 млрд кубов голубого топлива. При этом Финляндия не считает эту зависимость проблемой и не инициирует политические и принудительные меры ограничения потребления российского газа, в отличие от некоторых стран ЕС (Литва, Польша, с недавних времен — Великобритания) и Еврокомиссии.

На фоне позитивных новостей из Хельсинки для «Северного потока–2» всё еще остается важным обойти две главные проблемы. Первая из них касается позиции Дании, которая, в отличие от Финляндии, разрешения на строительство «Северного потока–2» может и не дать. Тем более что в случае с Данией идет речь о ее территориальных водах, а не исключительной экономической зоне. И здесь есть некоторая неопределенность.  Российская сторона трактует международное право таким образом, что суверенитет страны распространяется только на 12-мильную зону территориальных вод страны. А в 200-мильной исключительной экономической зоне страна не может мешать проходу транспортных средств других государств (трубопровод также считается транспортом).

Вторая проблема заключается в попытке Еврокомиссии распространить право Евросоюза и соответствующее регулирование — Газовую директиву ЕС — на «Северный поток–2». Впрочем, в марте юристы Совета ЕС вновь отвергли предложения ЕК об ужесточении законодательства в отношении новых морских газопроводов, что на руку «Газпрому». По мнению юристов Совета ЕС, «даже с учетом возможных изменений Газовая директива «может применяться только к той части трубопровода, которая находится в пределах юрисдикции ЕС, а не к той части трубопровода, которая находится в юрисдикции третьей страны».

России помогает тот факт, что Еврокомиссия не может в силу особенностей институциональной организации ЕС принять подобное решение самостоятельно. Нужно согласие и Европарламента, и Совета ЕС, где, кстати, очень силен голос национальных правительств. Для того, чтобы гарантированно оградить «Северный поток» от нового регулирования, России необходимы как минимум четыре союзника в ЕС, которые дадут отрицательное заключение на предложения ЕК. Впрочем, с учетом всесторонней поддержки проекта со стороны Германии, а теперь еще и Финляндии, вряд ли из числа экономически зависящих от Германии стран найдутся желающие голосовать против проекта. Что России и «Северному потоку–2» только на руку.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 13.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики