Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Словения согласилась на трубу

Словения согласилась на трубу

Любляна продлила контракт с «Газпромом» на пять лет

«Газпром» и словенская Geoplin заключили новый среднесрочный контракт на поставку газа, который сменил долгосрочное соглашение от 1992 года. Контрактный объем сокращен с 830 млн до 600 млн кубометров газа в год, а срок контракта составит только пять лет, до 2023 года. Следующим на очереди будет перезаключение крупного контракта «Газпрома» с Венгрией, который истекает в 2019 году.

«Газпром» и подконтрольный словенскому правительству трейдер Geoplin заключили контракт на поставку газа до 2023 года объемом 600 млн кубометров в год. Он сменит 25-летний контракт на поставку 830 млн кубометров в год, который был заключен в 1992 году и истек 31 декабря 2017 года. Сокращение объема в контракте типично для соглашений на европейском рынке в последние годы. Развитие биржевой торговли газом дало потребителям возможность при необходимости докупать объемы на газовом хабе, а риск изменения цен на хабе пока считается более приемлемым, чем невыборка обязательных объемов take-or-pay по контракту с «Газпромом».

Стороны не раскрыли ценообразование в новом соглашении, но собеседники “Ъ” полагают, что оно, вероятнее всего, основано на котировках хаба в австрийском Баумгартене. Хотя «Газпром» формально пока не отрекся от нефтепродуктовой индексации цен в контрактах, в последние годы монополия гораздо легче идет навстречу требованиям клиентов по внедрению привязки цен к спотовым ценам хабов. Отчасти это связано с тем, что в 2014–2015 годах цены на хабах были в целом выше, чем в рамках чисто нефтепродуктовой индексации.

За последние полгода это уже второй среднесрочный контракт с потребителями Центральной Европы: в сентябре 2017 года «Газпром» подписал десятилетний контракт на поставку в Хорватию 1 млрд кубометров в год. Продление контракта со Словенией также делает более неопределенными перспективы строительства терминала по приему сжиженного газа на хорватском острове Крк, который был рассчитан на частичное снабжение Словении и Венгрии.

Следующая волна перезаключений контрактов наступит для «Газпрома» в 2019–2022 годах: в 2019 году истекает крупный контракт с Венгрией на 8 млрд кубометров в год, в 2020 году — с Боснией и Герцеговиной (0,3 млрд кубометров) и итальянской Promgas (2 млрд), в 2021-м — контракты с Нидерландами (4 млрд кубометров) и Сербией (1,5 млрд кубометров). В 2022 году завершаются контракты с Польшей (10,2 млрд кубометров) и часть турецких контрактов (на 8 млрд кубометров в год). Венгерский контракт представляет собой проблему из-за неясности, по какому маршруту «Газпром» будет поставлять газ в страну после 2019 года, когда завершится транзитный контракт с Украиной. В феврале премьер Венгрии Виктор Орбан заявил, что страна собирается заключить 15-летний контракт на покупку 4 млрд кубометров газа в год в Румынии.

Румыния не слишком заинтересована продавать этот газ, поскольку намерена прежде всего закрыть свои потребности, отмечает Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности. В 2017 году Румыния закупила у «Газпрома» 1,2 млрд кубометров. По мнению эксперта, ясность по контракту с Венгрией наступит после того, как будут понятны объемы транзита через Украину после 2019 года. Что касается замены долгосрочного контракта на пятилетнее соглашение с Любляной, то, по мнению господина Гривача, это реалии сегодняшнего дня, учитывая стойкую рекомендацию Еврокомиссии не заключать длительные контракты. По его мнению, это не является проблемой для «Газпрома», поскольку по основным рынкам — Германии, Италии и Франции — соглашения продлены за горизонт 2030 года.

Автор: Юрий Барсуков


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики