Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три маршрута на Китай: стала известна основная причина сокращения поставок нефти из России в Европу

Три маршрута на Китай: стала известна основная причина сокращения поставок нефти из России в Европу

Увеличение поставок в Китай связано со спецификой состава российской нефти, добываемой на западно-сибирских месторождениях. Речь идет о низкозернистой нефти - она стоит дороже, поэтому попадает на азиатские рынки сразу по трем маршрутам, объясняет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Сокращение поставок нефти из РФ в Европу

С начала года нефтеперерабатывающие заводы Европы получили на 19% меньше российской нефти по сравнению с тем же периодом прошлого года, приводит данные Bloomberg. Как считают эксперты издания, российскую нефть в Европе заменят ближневосточной и американской.
 
Но в то же время российский нефтяной экспорт в Китай за первый квартал 2018 года вырос сразу на 43%. Причем по данным Главного таможенного управления Китая, Россия последние месяцы стабильно становится крупнейшим поставщиком нефти, обгоняя по этим показателям своих ключевых конкурентов - Саудовскую Аравию и Анголу.
 
«В уменьшении поставок в Европу трагедии нет, все-таки рынок нефти глобален - если где-то убыло, то в другом месте прибавилось. Регионализация рынка здесь не так выражена, как на рынке газа. Причем после окончания строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мы постоянно наблюдаем тенденцию переключения на азиатские рынки. Для российских компаний очень выгодно отправлять нефть в Азию с западно-сибирских месторождений.
 
В Западной Сибири преобладает более дорогая низкосернистая нефть, но если ее отправляют по трубе на Запад, то там она смешивается с поволжской высокосернистой нефтью, и на выходе мы видим среднесернистую, которая продается по более низкой цене. Именно поэтому компании стремятся направлять нефть на азиатские рынки по ВСТО», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Три маршрута в Китай

По большому счету в Китай российская нефть сегодня идет уже по трем маршрутам. Около 10 млн тонн «Роснефть» отправляет транзитом через Казахстан, 30 млн тонн идет по трубе ВСТО, а многие компании дополнительно используют и мощности порта Находки, где заправляют танкеры, которые поставляют нефть на азиатские рынки, объясняет Игорь Юшков.
 
«Что касается европейского направления, то туда нефть идет в основном по старым маршрутам. В последнее время загрузка построенного в 60-е годы магистрального нефтепровода «Дружба» стабильно сокращается, маршруты переключаются на порты - Приморск, Усть-Луга и Новороссийск. В любом случае на стоимости нефти в Европе сокращение поставок из России не отразится.
 
Никакого дефицита ждать не стоит, как и изменения ее цены, потому что она определяется в глобальном масштабе через торги фьючерсами, и по большому счету является оторванной от реальной ситуации на рынке. Тенденция по увеличения поставок в Китай будет сохраняться и дальше до какой-то определенной степени, но и полностью с европейского рынка мы тоже не уйдем – все-таки часть месторождений качать на Запад более выгодно», - резюмирует Игорь Юшков.
 
Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 30.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики