Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На газовом рынке правит бал политика (аудио)

На газовом рынке правит бал политика (аудио)

Гость: Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве РФ. Ведущий – Владимир Аверин.

АВЕРИН: Конечно, интрига – это "Северный поток – 2", и, по мнению очень многих обозревателей, и Макрон, и Меркель не могли не поднимать так или иначе этот вопрос, потому что и французские компании задействованы в строительстве этого газопровода, и немецкие компании уж очень задействованы. Более того, пришла сегодня новость, что в немецком Лубмине начали готовить уже строительную площадку для выхода на берег газопровода "Северный поток -2", значит, немецкая сторона действительно не отступает от своих решений, хотя тоже было такое ощущение, что Трамп выскажет решительное "нет", и европейцы с этим вынуждено согласятся.

СИМОНОВ: Действительно, я думаю, что визиты, которые вы упомянули, довольно важны для нас, и в контексте проекта "Северный поток – 2", потому что не является конспирологией, к сожалению, тот факт, что Соединенные Штаты традиционно выступают против слишком тесных энергетических контактов между Россией и Европейским союзом. Скоро будет д остаточно важная историческая дата – 1 июня 1968 года был подписан первый в истории Советского Союза тогда западный контракт с западной страной. Это была Австрия. Вот, 1 июня 1968 года мы с Австрией подписали газовый контракт, и 1 сентября начались поставки по этому контракту, несмотря на Пражскую весну, несмотря на ввод танков. И, собственно, на самом деле, вообще-то первый контракт мы должны были подписать с итальянцами, но Соединенные Штаты сделали все, чтобы этого не произошло. И вот Австрия оказалась первым государством, которая взяла на себя смелость.

Экономическая выгода была очевидна изначально, а вот политически эту смелость нужно было проявить, но Австрия не входила в НАТО и пыталась сохранить нейтралитет. И вот когда этот прорыв произошел, дальше мы подписали контракт с итальянцами, с немцами, потом начался вот этот проект – Уренгой – Помары – Ужгород и так далее.

Я говорю это к чему? Мы внимательно изучали все эти 50 лет наших газовых отношений, там масса чего интересного, но я, к сожалению, вынужден ответственно заявить, что на протяжении всех этих 50 лет и даже больше, начиная еще со времен Матеи, первого главы ENI, Соединенные Штаты всегда выступали против того, чтобы европейцы приобретали энергоносители в Советском Союзе.

АВЕРИН: А вот здесь я уточню. Это ведь никоим образом не связано с тем, что Советский Союз и США были конкурентами на газовом рынке, это исключительно политические мотивы?

СИМОНОВ: Начнем с того, что Советский Союз и Соединенные Штаты тогда не были конкурентами на газовом рынке, да и сейчас, честно говоря, при наших поставках в 194 миллиарда кубов в Европу. А в этом году, думаю, мы еще поговорим, судя по итогам апреля, абсолютным рекордам, я думаю, в этом году можно прогнозировать – с учетом еще низкого уровня газа в хранилищах европейских, – что можем преодолеть фантастическую, казалось бы, цифру в 200 миллиардов кубов – это вполне реально. Вот, по итогам первых 4-х месяцев, там прогноз пока 198, я думаю, если поднапрячься, на 200 выйдем. Согласен, кстати, вы правильно говорите, много зависит от того, какая в декабре будет погода, но, тем не менее, это фантастический результат совершенно.

Таким образом, тогда мы не конкурировали, Соединенные Штаты и не планировали тогда экспортировать свой СПГ, таких вариантов не было. Я вам даже больше скажу: были проекты даже производства СПГ в Советском Союзе с участием американских бизнесменов. В этом плане американский бизнес, я вам тоже могу массу примеров привести из 70-х годов до рейгановских санкций, когда американский бизнес партнерствовал с Советским Союзом в нефтегазовых проектах.

Полностью слушайте в аудиоверсии. 

Источник: Вести FM, 03.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики