Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша отберет у «Газпрома» почти 700 км трубы

Польша отберет у «Газпрома» почти 700 км трубы

Антимонопольное разбирательство Варшавы по «Северному потоку-2» может сорвать транзит в ЕС

Польша начала расследование в отношении партнеров по проекту «Северный поток-2» по подозрению в нарушении местного антимонопольного законодательства. Как говорится на сайте польского антимонопольного ведомства UOKiK, Варшава подозревает, что «Газпром», а также его партнеры европейские E. ON, Engie, OMV, Shell, Wintershall нарушили ранее принятое регулятором решение о запрете создания консорциума для реализации проекта.

Заключение по строительству газопровода «Северный поток-2», запрещающее создание консорциума, UOKiK выдало еще летом 2016 года. Несмотря на то, что Nord Stream-2 вообще не проходит по территории Польши, ее разрешение было необходимо в соответствии с европейским законодательством, так как у этих компаний есть бизнес в стране. Остальные государства разрешения выдали, но Польша выступила против.

В итоге из-за позиции Варшавы участники проекта отказались от идеи создания консорциума, которая заключалась в том, что пять компаний-партнеров «Газпрома» получат по 10% акций совместного предприятия. Было принято альтернативное решение, по которому «Газпром» остался единственным владельцем Nord Stream 2 AG. Его партнеры, в свою очередь, обязались финансировать проект в объеме 50% от общей стоимости, фактически получая акционные пакеты в залог за кредиты. Таким образом, законодательство Польши нарушено не было. Тем более что финансирование проекта происходит через не входящую в ЕС Швейцарию, где и зарегистрирован Nord Stream 2 AG.

Однако теперь, два года спустя, в Варшаве решили, что такая схема финансирования может быть попыткой обойти антимонопольное законодательство Польши. «По мнению ведомства, деятельность потенциальных членов консорциума по строительству газопровода может быть попыткой обойти отсутствие согласия на создание компании, финансирующей проект. И создание совместного предприятия, на которое UOKiK не согласилось, и заключение последующих соглашений имели одну и ту же цель: финансировать строительство «Северного потока-2», — говорится в заявлении ведомства.

Если расследование придет к выводу, что компании действительно нарушили местные законы, UOKiK грозит им штрафами, которые могут достигать 10% от их общего оборота на рынке ЕС. Только в случае «Газпрома» эта сумма может составить 10−13 миллиардов долларов в зависимости от цен на газ.

Эксперты к амбициям Польши относятся со скепсисом. Одно дело, когда миллиардные штрафы накладывает Вашингтон, и совсем другое, когда то же самое пытается провернуть Варшава, причем без особых на то оснований.

Стоит отметить, что Еврокомиссия еще с 2012 года также ведет расследование против «Газпрома» по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства ЕС. В апреле 2015 они обозначили и возможный штраф — 10% от годовой выручки всей группы. Все эти годы между сторонами шли переговоры, и в 2017 российский газовый гигант выдвинул свои окончательные предложения по изменению сбытовой политики, которое должно было снять все претензии. В начале апреля 2018 источники сообщили, что Еврокомиссия готова принять эти предложения, и таким образом шестилетнее расследование закончится без штрафов и претензий.

Но в Польше, видимо, решили продемонстрировать независимость и предпринять новую решительную атаку на «Северный поток-2». Кстати, главный соратник Варшавы по борьбе с проектом — Украина, ранее уже приняла собственное решение о том, что «Газпром» нарушает ее антимонопольное законодательство и оштрафовало компанию на 3,3 млрд долл.

После отказа российской компании от выплат штраф вырос вдвое с учетом пени, кроме того, Киев конфисковал имущество «Газпрома» на своей территории на сумму в 100 млн. грн. (3,8 млн долл.) в счет исполнения решения. В марте 2018 года российская компания сообщила, что готовит иск в международный арбитраж против Украины, так как считает ее действия нарушением прав, в том числе гарантированных российско-украинским межправительственным соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года. 

Если Польша предпримет аналогичные действия, последствия могут оказаться гораздо серьезней. Ведь если на Украине у «Газпрома» существенных активов нет, а газотранспортная система принадлежит Киеву, то по территории Польши проходит транснациональный экспортный газопровод «Ямал-Европа» мощностью 33 млрд. кубометров газа в год. Польский участок насчитывает 683 км линейной части и 5 компрессорных станций. Его владельцем является EuRoPol Gaz, совместное предприятие «Газпрома» и PGNiG, и в счет погашения штрафа Варшава теоретически может конфисковать долю российской компании.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что «Северному потоку-2» претензии Польши не угрожают, зато антимонопольное разбирательство потенциально может привести к газовому кризису и срыву транзита в Европу, что вряд ли оценят другие страны ЕС.

— Это продолжение политической линии в духе «что не съем, то понадкусываю», которую Польша давно ведет. Пока сложно судить, к чему может привести это разбирательство. Если дело дойдет до того, что они признают компании виновными и попытаются взыскать с них штрафы, это будет означать длительное разбирательство в международных инстанциях.

Всем понятно, что «Северный поток-2» и действия этих компаний никакого законодательства Польши не нарушает. Просто польские власти видят, что проигрывают, у них не получается добиться своих целей по срыву «Северного потока-2» и нарушению энергетического партнерства России и Европы, поэтому они идут на такие меры.

Хотя в этом решении может быть еще один момент, более прикладной. Он связан с тем, что у Польши через пять лет заканчивается контракт на поставку и транзит газа через ее территорию. Польские власти в этом плане тоже занимают политизированную и не совсем адекватную позицию, заявляя, что не собираются продлевать соглашение. Но при этом они понимают, что на самом деле предстоят переговоры с «Газпромом».

Возможно, с помощью этих действий по антимонопольному разбирательству, которые в любом случае будут мешать развитию бизнеса, Варшава хочет усилить свою переговорную позицию и получить дополнительные аргументы. Хотя в нынешних условиях, учитывая повестку и политику, которую ведут польские власти, очевидно, что в будущем мы можем получить ситуацию, сопоставимую с украинским газовым кризисом по их вине.

«СП»: — Украина ведь тоже наложила на «Газпром» антимонопольные штрафы, Польша может пойти по тому же пути?

— В случае с Украиной они просто арестовали активы «Газпрома», что уже стало предметом дальнейших международных разбирательств. Но если Польша пойдет этим путем и, допустим, наложит штраф, а потом в счет его погашения попытается изъять долю российской компании в газопроводе «Ямал-Европа», потому что другого бизнеса у «Газпрома» на ее территории нет, это приведет к очень серьезным последствиям.

Под угрозой окажется транзит газа в Европу. Речь ведь идет не о мелких активах, как в случае с Украиной, а о достаточно крупных совместных инвестициях, которые регулируются межправительственными соглашениями и прочими международными документами. Не уверен, что поляки дойдут до такой степени пренебрежения международными правовыми обязательствами, но сейчас такое время, что нельзя исключать ничего. А это, повторю, чревато серьезным транзитным кризисом для Европы.

«СП»: — А как эта история скажется на «Северном потоке-2», она может затормозить его реализацию?

— Как раз «Северный поток-2», как мне кажется, эти действия Польши не затронут. Напротив, этот шаг — признак бессилия польских властей в этом контексте. Поляки сами не участвуют в процессе, но они будут судиться, подавать безумные иски и так далее. Напомню, что они до сих пор судятся по поводу первого «Северного потока». Главное кредо польских властей — всегда, и они вряд ли изменят эту политику в ближайшем будущем. 

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 10.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики