Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

Польша решила пойти по украинскому сценарию и давить на «Газпром» внутри страны. Антимонопольный регулятор UOKiK начал расследование по нарушению российским холдингом и его компаниями-партнерами по «Северному потоку-2» антимонопольного законодательства. Ведомство угрожает штрафами в 10% оборота польским предприятиям, которые принадлежат участникам проекта балтийского газопровода. Эксперты предполагают, что у польской стороны может быть несколько причин для такого шага, который все равно не остановит «Северный поток-2».

В августе 2016 года Польский комитет конкуренции и защиты потребителей (UOKiK) сделал вывод, что совместный проект «Газпрома» и пяти европейских компаний может привести к ограничению конкуренции. После этого партнеры по «Северному потоку-2» отозвали заявку на разрешение совместной деятельности и «Газпром» остался единоличным владельцем Nord Stream 2, который является оператором проекта балтийского газопровода. Ранее предполагалось, что европейские компании выкупят по 10% Nord Stream 2.

«Это означало запрет на совместную деятельность», — заявили в польском регуляторе. По мнению чиновников UOKiK, после этого «Газпром» и европейские компании подписали контракт на финансирование проекта и это стало попыткой обойти запрет. «На самом деле, цель и совместной деятельности и контракта о финансировании состоит в одном и том же. Они нацелены на финансирование строительства «Северного потока-2», — говорится в официальном сообщении. «Поэтому мы выдвинули обвинения «Газпрому» и пяти компаниям», — цитируется президент UOKiK Марек Нихчал. Польский регулятор уточнил, что речь идет о польских предприятиях, которые принадлежат «Газпрому», Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall. Им грозит максимальный штраф в 10% годового оборота.

После того, как партнеры «Газпрома» не смогли войти в Nord Stream 2, они обязались профинансировать проект стоимостью 9,5 млрд евро на 50% - по 950 млн евро с каждой компании. К маю этого года Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall перечислили оператору «Северного потока-2» более 2 млрд евро. Известно, что финансирование представляет собой кредит, который европейские компании предоставляют Nord Stream 2 под процент. Другие детали финансирования проекта балтийского газопровода неизвестны, однако и в этом случае, непонятно, как польский регулятор сможет доказать нарушение антимонопольного законодательства. Впрочем, совсем свеж украинский пример, когда Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал «Газпром» за монопольное положение на рынке, хотя по другому и быть не может. По российскому законодательству, только «Газпром» вправе экспортировать газ трубопроводами. Это не помешало АМКУ в 2016 году потребовать с российского холдинга компенсацию, сумма которой сейчас с учетом пени составляет 172 млрд грн ($ 6,6 млрд). Когда «Газпрому» отказали в апелляции в украинских судах, Государственная служба Украины арестовала активы компании в стране на 100 млн грн ($ 3,8 млн). В Москве заявили, что готовят иск к украинской стороне в международный арбитраж. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что очередное нападение Польши на «Северный поток-2» может иметь две причины. «Во-первых, оно политически мотивировано антироссийской позицией Польши в целом, и в частности, ее линией, направленной против энергетического сотрудничества России и Европы. Они видят, что их политика сейчас неэффективна, так как и на уровне отдельных стран и на уровне Еврокомиссии не получается „навести тень на плетень“ и воспрепятствовать, а заказ нужно отрабатывать», — говорит эксперт. Вторая причина, по его мнению, кроется во внутрипольских интересах. «Есть газопровод Ямал-Европа, крупным акционером в котором является Газпром, есть контракты на транзит и на поставку газа в Польшу, которые истекают через 5 лет. Возможно, они рассчитывают через антимонопольное расследование усилить свои переговорные позиции», говорит Алексей Гривач. Он считает, что расследование, затеянное UOKiK, приведет лишь к длительным судебным разбирательствам, а украинская транзитная проблема может перерасти в среднесрочной перспективе еще и в польскую транзитную проблему.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что польская сторона может пойти по украинскому сценарию. «У „Газпрома“ есть активы в Польше (совместное с PGNiG предприятие по управлению газопроводом Ямал-Европа), однако оно также связано с транзитом газа и польская сторона вряд ли решится на громкий скандал. В экспертной среде Польши все больше говорят о том, что „Северный поток-2“ — уже свершившийся факт и польским властям просто необходимо выполнить свою миссию по противодействию проекту. По крайней мере, создать видимость».

Очевидно, что судьба «Северного потока-2» решается в треугольнике Россия-Германия-США и Варшава выступает инструментом Вашингтона, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По его мнению, несмотря на риторику, в политических элитах США нет общего решения по проекту балтийского газопровода, раз пока «жар загребает» польская сторона. «Как показала история с допуском „Газпрома“ к газопроводу Opal, перспективы у польского разбирательства в европейских судах нет. Для компаний-участников „Северного потока-2“ куда опаснее введение американских санкций за участие в проекте. Однако о них не говорят», — заметил Игорь Юшков. Еще одной опасностью для проекта, по его мнению, будет, если Дания не выдаст разрешение на строительство в своей экономической зоне: «Тогда придется менять маршрут и проект подорожает».

Сегодня для строительства «Северного потока-2» не хватает только разрешений на укладку газопровода в экономических зонах Дании и Швеции. Германия их уже выдала и сегодня в очередной раз заявила о своем отношении к проекту. «Является ли „Северный поток -2“ частным коммерческим проектом и поддерживается ли он федеральным правительством? На этот вопрос я могу ответить: да», — сказал глава МИД ФРГ Хайко Маас на совместной конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Источник: EADaily, 10.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики